Короткие существительные с ъ. Твёрдый и мягкий знак. Примеры слов с разделительным ъ
![Короткие существительные с ъ. Твёрдый и мягкий знак. Примеры слов с разделительным ъ](https://i1.wp.com/syl.ru/misc/i/ai/131165/334452.jpg)
Буква Ъ - «твердый знак» - это 28-я буква русского алфавита. В современном языке твердый знак не обозначает звука и служит своеобразным ориентиром для правильного произнесения ряда слов. Тем не менее, твердый знак - это один из символов, которые легли в основу кириллицы и до сегодняшнего дня прошли долгий и нелегкий путь вместе с развитием языка.
Слова с твердым знаком: немного истории
Твердый знак известен в кириллической графике с давних времен. В древнерусском языке буква имела другое название - «ер» и в некоторых корнях могла произноситься как «о», а также писалась в конце слов, оканчивающихся на согласную, и после приставки на согласную перед корнем, начинающимся с гласной. Подобное употребление практиковалось вплоть до начала ХХ века. В 1918 году, в ходе реформы русской орфографии, написание твердого знака в конце слов, оканчивающихся на согласную, было упразднено. Сегодня слова с твердым знаком в русском языке характеризуются общим количеством более 140, и употребление этой буквы четко регламентируется. Поговорим об этом подробнее.
Основные группы слов с твердым знаком и нормы их правописания
Современный русский язык символ «Ъ» использует как разделительный. Твердый знак употребляется после согласных перед йотированными гласными е, ё, ю, я преимущественно на стыке морфем.
Твердый знак между приставкой и корнем
1. После приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласной, причем и в словах с исконно русскими приставками (съесть, отъезд, объехать, съёжиться, съязвить ), и в словах с заимствованными префиксами (контръярус, субъядро, трансъевропейский ).
2. Отдельную группу составляют заимствованные слова с твердым знаком, начинающиеся с сочетаний об-, суб-, ад-, аб-, диз-, интер-, кон- и других, которые первоначально являлись приставками, но в современном русском языке идентифицируются как часть корня: объект, субъект, адъютант, абъюрация, дизъюнкция, интеръекция, конъюнктура .
Твердый знак между частями сложных слов
1) перед вторым корнем после частей двух-, трех-, четырех- (двухъярусный, трехъякорный, четырехъёмкостный );
2) отдельно выделяются такие слова с разделительным твердым знаком, как фельдъегерь и панъевропейский ;
3) если речь идет о правописании сложносокращенных слов с похожей структурой, то твердый знак в них не употребляется: спецеда, хозединица, военюрист, госязык и другие.
Твердый знак в именах собственных и их производных
Существует ряд существительных и производных от них (имена людей и географические названия), где также употребляется твердый знак: город Кизилъюрт , поселок Торъял , озеро Ювясъярви , художник Го Хэнъюй .
Таким образом, слова с твердым знаком в современном русском языке - это отдельная группа со своими закономерностями в правописании. В отличие от мягкого знака, который в одном и том же слове может употребляться несколько раз, твердый знак в одном слове может быть только один. Вышеперечисленные случаи использования твердого знака - это четкие правила, которые всегда нужно соблюдать. В ситуациях, не обговоренных в этой статье, при похожих условиях употребляется разделительный мягкий знак.
3. ЗВУКИ И БУКВЫ
Как называются знаки ь и ъ? Что общего в их названиях и чем они отличаются? Для чего служит ь?
Разделительный твердый знак (ъ) пишется после согласных, обозначающих твердые звуки, перед гласными е, е, ю, я. Например: отъезд, подъем.
1. Прочитай слова соединяя их части.
2. Спиши получившиеся слова. Обозначь орфограммы.
3. Придумай с одним из слов вопросительное предложение. Запиши его.
Кто быстрее и правильнее развесит игрушки: с ъ – на маленькую елку, с ь – на большую. Какие игрушки попали на большую елку, а какие – на маленькую?
В..юнок обез..яна вороб..и лист..я друз..я
1. Прослушай отрывок из рассказа “Пичугин мост”, который прочитает учитель.
По пути в школу р..бята любили разговаривать о подвигах.
– Хорошо бы, – об..ясняет один, – на пожаре р..бенка спасти!
– Даже самую большую щ..ку поймать – и то х..р..шо, – мечтает второй. – Сразу про тебя узнают.
Лучше на Луну полететь, – говорит третий мальчик. – Во всех странах будут тебя знать.
А Сема Пичугин ни о чем таком не мечтал. Он задумал перекинуть м..стом бр..вно через ш..рокую реч..ку, чтобы всем было удобно х.. дить. Помог ему де.. . С тех пор его и стали называть “Пичугин мост”.
По Е. Пермяку
2. Выпишите выделенные слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы. Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга.
3. Обсудите, что такое подвиг. Кто из ребят мечтал о подвиге? Кто его совершил? Запишите диалог, правильно его оформив.
1. Расскажи, что ты знаешь о звуке [й], разделительных мягком и твердом знаках, используя слова-помощники. В рассказе употреби как примеры слова: стой, йод, поел, якорь, воробьи, объявлю.
Слова-помощники: звук [й]; буквы e, е, ю, я, и; разделительный мягкий знак; разделительный твердый знак.
2. Придумай с двумя-тремя словами связанные между собой предложения.
1. Восстанови схему. Что в ней пропущено?
2. Подбери пару.
[б] – [?], [в] – [?], [г] – [?], [д] – [?], [ж] – [?], [з] – [?]
1. Найди правило “Разделительный твердый знак” в конце учебника. Сравни его с правилом “Разделительный мягкий знак”. Чем они отличаются?
2. Спиши примеры с орфограммой “Разделительный твердый знак”, обозначь ее. Выучи правило наизусть.
3. Придумай и запиши предложения с этими словами.
Запиши ответы к игре “Да – нет” и проверь их при помощи учителя.
1. Гласные буквы е, е, ю, я могут обозначать один или два звука?
2. Мягкий и твердый знаки могут обозначать какой – либо звук?
3. Мягкость согласных звуков на письме можно обозначить буквой ь?
4. Разделительный твердый знак пишется после согласных, обозначающих твердые звуки, перед гласными е, е, ю, я?
1. Прочитай стихотворение В. Лунина. Найди в толковом словаре значение слова объегорить.
Волк ужасно раз..ярен –
С..есть ежа не может он.
Еж, хотя он и с..едобен,
Для с..еден..я неудобен:
С..ежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.
2. Придумай заглавие. Спиши стихотворение, вставляя пропущенный твердый или мягкий знак.
3. Сделай звуко-буквенный анализ выделенных слов.
Схожі записи:
ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ – Разгадайте ребус. Дайте определение слову, которое у вас получилось. – Вспомните, что вы учили по лексикологии в 5 классе, и вставьте в...
РЕЧЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ § 54. ТИПЫ РЕЧИ. СОЧЕТАНИЕ В ОДНОМ ТЕКСТЕ РАЗНЫХ ТИПОВ РЕЧИ. Слушание (чтение) – понимание текстов с разными типами речи...
Урок 48 Природа в русской живописи Узнаем новое о русских художниках 340. Прочитай выразительно. У природы нет плохой погоды (Э. Рязанов). 341. Послушай текст, который...
ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 29. НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ИХ ПРАВОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Понаблюдайте, от каких слов и каким способом образованы...
Урок 21. СТРОЕНИЕ ДИАЛОГОВ Углубляем знания о строении диалогов 125. Прочитай. Как ты понимаешь эту пословицу? Даже если говоришь ты в шутку, перед тем подумай...
49. Глаголы, выражающие побуждение к действию, приказ, просьбу. Читаем: составляем вопросы к тексту 393. Прочитайте слова. Обратите внимание, в какой форме стоит второй глагол каждой...
52. Читаем молча: предугадываем пропущенные слова. Говорим: пересказываем текст по опорным словам 413. Прочитайте и спишите пословицы. О чем они? В разговоре на какую тему...
ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ § 30. О, Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Спишите слова. Поставьте...
МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ §34 – 35 Количественные числительные. Склонение и правописание целых количественных числительных 314 1. В материалах таблицы на с. 132 найдите ответы на...
Урок 11 Буквы и, ы Учимся правильно произносить и писать слова с буквами и, ы 76. Произнеси вслед за учителем скороговорки. 1. Мама мылом мыла...
ЯЗЫК Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. Максим Горький ПОВТОРЕНИЕ ЛЕКСИКОЛОГИЯ МОРФОЛОГИЯ – Имя существительное – Имя прилагательное – Имя числительное...
1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В ПЕРВОМ КЛАССЕ СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 9 1. Прочитай и определи, где слова, а где предложение. Листопад, летит, лист, упал. Осенью листья...
Урок 34 Буква ь Учимся правильно произносить и писать слова с ь 242. Прочитай стихотворение вслед за учителем. Раз в апрельский ясный день Старый пень...
4 класс Части речи Глагол Неопределенная форма глаголов ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ 1. Записать глаголы. Поставить к ним вопросы. Говорить, молодеть, захотеть, мыть, выучить, долететь, нести, везти,...
2. ЯЗЫКИ РЕЧЬ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ 1 1. Повтори написание слов в рамках на с. 4-10. Ознакомься со словарем в конце...
10.Правильно произносим и пишем слова с безударными гласными в корне слова. Читаем: определяем отношение автора к описываемому 79. Правильно прочитайте слова, затем проговорите их так,...
Урок 3 Украина – многонациональное государство Узнаем новые сведения об Украине 15. Повтори за учителем пословицу. Как ты понимаешь ее смысл? Своя земля и в...
4. ТЕКСТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ 6 1. Прочитай текст. О чем он? Какой характер был у воробья? Всю...
ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ § 6. ЖАРГОННЫЕ СЛОВА МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте рассказ А. Моисеева. Какое впечатление он на вас произвел? Какую проблему поднимает в...
4 класс Части речи Имя прилагательное ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать сочетания слов. Поставить вопросы к прилагательным. Волшебная ночь, у горячей печи, теплое молоко, новогодний вечер,...
ЯЗЫК МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ § 36. ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ. ПРАВОПИСАНИЕ ПОРЯДКОВЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ С – ТЫСЯЧНЫЙ, – МИЛИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Сравните колонки с количественными...
5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 14 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Петя мечтал о п..нале. Он знал: у ребенка, который идет в...
6. СЛОВО СЛОВА, ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ 8 1. Прочитай слова. Какие буквы нужно вставить вместо точек? П..суда, лет.. , пош..л, есл.. , п..чему, п..нал, м..г..зин,...
4 класс Части речи Глагол Правописание не с глаголами КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Подчеркнуть глаголы с частицей не. ПОСЛОВИЦЫ I ЧАСТЬ 1. Солнце врагу не погасить, а...
4 класс Части речи Глагол Глаголы на – ся, – сь ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать глаголы. Поставить к ним вопросы. Встретиться, радуется, удивляться,...
С НОВЫМ ГОДОМ! Ше же Идти Шел Шла Шли Шел Желтый Пришел Жесткий Ушел Желудь Нашел Тяжелый Зашел Окруженный Загадки 1. Желтый Антошка Вертится на...
Урок 24 Оглушение звонких согласных Учимся правильно произносить и писать слова со звонкими согласными перед глухими и на конце слова 170. Отгадай загадку. Ела, ела...
Урок 32. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ВСЛУХ И МОЛЧА Совершенствуем умения читать молча и вслух, понимать содержание текста 189. Прочитай скороговорку, постепенно ускоряя темп чтения. Выбери при...
Отечественный аналог настольной игрушки впечатляет многих. Причем, даже в кругу известных людей. Вы еще не знакомы с «Эрудитом»? Не уверены, что он увлечет? Возможно, попросту недооцениваете свои возможности. Ведь каждый вдумчивый интеллектуал проведет здесь не одно соревнование. Словарный запас – вот главное оружие для баталий тут. Роскошный Скрэббл имеет свои преимущества. Но зачем тратить на него средства, если можно зарегистрировать персональный профиль и завоевывать новые вершины в режиме онлайн?
В отличие, к примеру, от Монополии, Scrabble по-прежнему актуален. Позиционирует себя, как стабильная классика жанра. Такая забава великолепно подойдет детям, а также взрослым. В нее можно увлеченно развлечься с друзьями и близкими. Каждой современной семье приглянется такое занимательное времяпровождение. Поле не пластиковое, и даже не из дерева. Яркое, с уймой ячеечек. В последние и предстоит вкладывать свои элементы будущих победных символов.
Сможете одолеть все логические преграды и завоевать весомую позицию на пьедестале головоломок? Тогда вперед за приключениями!
Буквы Ъ и Ь (твёрдый и мягкий знак) не обозначают звуков, они используются в письменной речи для указания правильного произношения слов. Сравните:
вюга - вЬ юга
подезд - подЪ езд
Разделительный твёрдый знак
Буква Ъ используется только в качестве разделительного знака. Пишется твёрдый знак после приставок, оканчивающихся на согласную букву, за которыми следует гласная Е, Ё, Ю или Я . Например:
об ъ яснение, с ъ ёжиться, в ъ езжать
Разделительный твёрдый знак пишется в сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ-, ТРЁХ- и ЧЕТЫРЁХ- , за которыми следует гласная Е, Ё, Ю или Я . Например:
двух ъ ярусный, четырёх ъ ядерный
двух этажный, трёх очковый
Разделительный Ъ
Твёрдый знак не пишется:
- Перед гласными А, О, У, Э
, например:
без а варийный, под о конник, про у чить, с э кономить
- В сложносокращённых словах, например:
детясли (детские ясли)
Обозначение мягкости согласных
В письменной речи в середине и на конце слов буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного звука, например:
в ь юга, лист ь я, тюл ь пан
Для обозначения мягкости согласных мягкий знак пишется:
- На конце слов, например:
день , вертеть , дождь
- В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым:
больш е, женьш ень, письм о
- В середине слова после мягкого согласного, стоящего перед мягким Г, К, Б
или М
в том случае, если при изменении слова Г, К, Б
или М
становится твёрдым:
серьг и - серьг а, письм енный - письм о
- В середине слова после мягкой Л
, перед любой согласной буквой:
льв ёнок, льс тить, польз а
Но между двумя Л , идущими друг за другом - ЛЛ , мягкий знак не пишется:
илл юминатор, алл ея, илл юзия
Мягкий знак в середине слова не пишется:
- В сочетаниях ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ
, например:
казн ить, карант ин, красн еть, зд есь, кост и
- В сочетаниях с Ч
и Щ
со всеми согласными буквами, кроме Л
:
ночн ой, законч ить, сч ёт
болельщ ик, мальч ик
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН пишутся без мягкого знака.
свечк а, точн ый, клянч ить, каменщ ик, сборщ ик, мощн ый
Разделительный мягкий знак
Буква Ь используется в словах в качестве разделительного знака. Пишется мягкий знак внутри слов после согласных, за которыми следует гласная Е, Ё, И, Ю или Я . Например:
коль е , ль ё т, соловь и , вь ю га, звень я
При произношении слов с разделительным мягким знаком всегда слышится звук [й"]. Разделительный Ь указывает на то, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я обозначают два звука:
Е [й"э ], Ё [й"о ], И [й"и ], Ю [й"у ], Я [й"а ]
Обратите внимание, что разделительный Ь не пишется после приставок .
Примечание: разделительный мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения пред буквой О :
почтальо н, бульо н, батьльо н, медальо н, шапминьо н
Разделительный Ь используется для того, чтобы при произношении слов согласная буква не сливалась с гласной.
Хотя буквы Ъ и Ь сами по себе не обозначают никаких звуков, но они пишутся для того, чтобы правильно произносить слова. Сравните, например: семя (без мягкого знака) и семья (с разделительным мягким знаком). Чтобы запомнить, когда нужно писать мягкий знак, а когда – твердый знак, нужно выучить следующие правила.
Разделительный Ь пишется внутри слова (в корне или суффиксе, но только не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (вьюга, бурьян, лисья), а также в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой О (бульон, синьор, гильотина). Мягкий знак обычно смягчает предшествующий ему согласный звук и, кроме этого, заставляет нас произносить дополнительный звук [Й].
Буква ъ пишется только перед е, ё, ю, я в следующих случаях:
1. При сочетании приставки, оканчивающейся на согласную, и корня, например: подъезд, объём, сверхъестественный, волеизъявление, межъярусный.
2. В сложных словах после числительных двух-, трёх-, четырёх-, например: трёхъярусный.
3. В иноязычных словах после иноязычных приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс- и после начальной составной частицы пан-, например: адъютант, дизъюнкция, инъекция, интеръекционный, конъюнктура, контръярус, объект, субъект, трансъевропейский, панъевропейский.
Примеры слов с разделительным ъ
Съ езд, подъ езд, отъ езд, разъ езд, объ ём, предъ юбилейный, изъ явить, волеизъ явление, объ ять, необъ ятный, разъ ярённый, сверхъ естественный, съ ёмка, взъ ерошить (волосы), съ ёжиться, разъ яснилось (небо), объ единить, объ явление, съ едобный, подъ ёмный (кран).
Двухъ язычный, трёхъ ярусный, четырёхъ ярусный.
Адъ ютант, инъ екция, конъ юнктура, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, панъ европейский.
Примеры слов с разделительным ь
Здоровь е, счасть е, ль ёт, бь ёт, вь ёт, вь ётся, вь юга, семь я, воробь иный, хлопь я, пь еса, барь ер, бель ё, бриль янт, бурь ян, вь юн, интервь ю, лись и, ружь ё, шалунь я, полозь я, пить ё, пь ёт, друзь я, серь ёзный, Тать яна, Марь я, шь ём, шить ё, выль ется, обезь яна, ночь ю, листь я, деревь я, птичь и, вь ющиеся растения, в уль е, атель е, рь яный (работник), (выступить) с речь ю, (владеть) вещь ю.
Баталь он, почталь он, бульон, павиль он, компань он, медаль он, минь он, шампинь он.
Задание: запишите по 20 слов с разделительным твердым и разделительным мягким знаком.
Съемка, въезд, съездил, подъезд, объявить, разъединение, объявление, объяснение, съезд, отъявленный, подъемник, объедки, объяты, съежился, предъюбилейный, разъяснить, разъюлиться, подъел, разъяренный, съедобный.
Лукоморье, вьются, хлопья, курьи, вьюга, Татьяна, обезьяна, серьезный, барьер, воробьи, белье, платье, заячьи, сельский, деревья, зверье, согласье, счастье, семья, девчачья.