Человеке душевный мир и то. О том, как преподобный Серафим Саровский показал мир душевный, Божий Н.Мотовилову. Какая разница между внешним и внутренним миром человека
Это сложная система, элементами которой являются:
1) духовные потребности в познании окружающего мира , в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) убеждения, твердые взгляды , основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
4) вера в истинность тех убеждений , которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);
5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;
6) чувства и эмоции , в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;
8) ценности , лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение , под которым понимаютсовокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.
Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.
Выделяют несколько типов мировоззрения:
1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
2) религиозное , в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
ПОЗНАНИЕ
Примерные вопросы
1. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция.
2. Истина и заблуждение. Критерии истины.
3. Научное познание.
4. Особенности социального познания. Социальное прогнозирование.
5. Развитие знаний о человеке.
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция
Познание можно определить как процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. Ученые выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Ни один из этих видов познавательной деятельности не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны друг с другом.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле^под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания, соответственно, является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом. Также объектом познания может быть и сам человек: практически каждый человек способен делать объектом познания самого себя. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Самопознание представляет собой и познание себя, и формирование определенного отношения к себе: к своим качествам, состояниям, возможностям, т. е. самооценку. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией. Рефлексия представляет собой не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (т. е. связанные с познанием) представления.
Существуют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (или сенситивным) познанием (от нем. sensitiv- воспринимаемый чувствами), человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств. Тремя основными формами чувственного познания являются:
а) ощущение, представляющее собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные и т. д.;
б) восприятие, в процессе которого у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства. Являясь необходимым этапом процесса познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с вниманием и обычно имеет определенную эмоциональную окраску;
в) представление - такая форма познания, при которой чувственное отражение (чувственный образ) предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно даже в том случае, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств. Представление не имеет непосредственной связи с отражаемым предметом и является продуктом памяти (т. е. способности человека воспроизводить образы предметов, в данный момент на него не действующих). Различают память иконическую (зре-ниe) и эхоническую (слух). По времени удерживаемой в мозгу информации память подразделяется на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (часы, годы, а иногда и десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в долговременную память и их фиксации, как правило, является повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Кратковр еменная память, в свою очередь, обеспечивает оперативное удержание и преобразование данных, непосредственно поступающих от органов чувств.
Роль чувственного познания действительности в обеспечении всего процесса познания велика и проявляется в том, что:
1) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
2) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;
3) потеря даже части органов чувств затрудняет, осложняет процесс познания, хотя и не исключает его (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств, способностью индивида концентрировать свое внимание и т. п.);
4) органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым и до-статочным для того, чтобы познать объекты материального и духовного мира с многих сторон.
Однако сенситивное познание имеет и некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. ratio- разум).
На этом этапе познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.
Понятие представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Один и тот же объект может выступать и в форме чувственного представления, и в форме понятия. По степени общности понятия могут быть менее общими, более общими и предельно общими. В научном познании также выделяют понятия частнонаучные, общенаучные и всеобщие, т. е. философские. По отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) ученые-философы выделяют четыре класса понятий:
1) понятия, отражающие общее в предметах;
2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов;
3) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;
4) понятия-идеи.
Следующей формой рационального познания является суждение. Суждение представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждение, человек пользуется понятиями, которые, в свою очередь, являются элементами суждения. Хотя суждение находит свое выражение только в языке, оно не зависит от конкретного языка и может быть выражено различными предложениями одного и того же языка или разных языков.
Получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления называется умозаключением. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Название «дедуктивное» происходит от латинского слова deductio(выведение). Дедуктивное умозаключение представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих утверждений к частным. В отличие от них индуктивные умозаключения (от лат.inductio- наведение) располагаются в цепи в последовательности от частных к общим. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, в то время как индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.
Рациональное познание тесно связано с отображаемой действительностью, т. е. с чувственным познанием, которое служит для него основой. Однако, в отличие от чувственного познания, существующего в сознании в форме образов, результаты рационального познания закрепляются в знаковых формах (системах) или в языке. Рациональное познание обладает способностью к отражению существенного в предметах, в то время как в результате познания сенситивного существенное в предмете или явлении не отграничивается от несущественного. При помощи рационального познания происходит процесс конструирования понятий-идей, которые затем воплощаются в реальную действительность.
Однако, хотя чувственное и рациональное познания играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее во многих случаях их бывает недостаточно для решения каких-либо (и прежде всего научных) проблем. И тогда важную роль в этом процессе приобретает интуиция.
Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств. Интуиция -это специфический познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию. Распространенность, всеобщность интуиции подтверждена многочисленными наблюдениями над людьми как в повседневных условиях, так и в нестандартных ситуациях, в которых, обладая ограниченным количеством информации, они осуществляют правильный выбор своих действий, как бы предчувствуя, что нужно поступать именно так, а не иначе.
Интуитивная способность человека характеризуется следующими чертами:
1) неожиданностью решения поставленной задачи;
2) неосознанностью путей и средств ее разрешения;
3) непосредственным характером постижения истины.
У разных людей интуиция может иметь разную степень удаленности от сознания, быть специфичной по содержанию, характеру результата, глубине проникновения в сущность явления или процесса. Интуитивная работа мышления происходит в подсозна тельной сфере, иногда - в состоянии сна. Интуицию не стоит переоценивать, как не стоит и игнорировать ее роль в процессе познания. Чувственное познание рациональное познание и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.
Истина и заблуждение. Критерии истины
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики - что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.
В истории философии существуют различные определения понятия «истина». Классическим считается определение, согласно которому истина есть соответствие мыслей человека окружающей действительности. В современной науке наиболее часто употребляемым определением является следующее: истина - это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.
Объективная_сторона показывает нам истину в той ее части, соде£жание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины - это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.
Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме - относительна.
Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.
Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Практика представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Она характеризуется следующими чертами:
а) целенаправленностью;
б) предметно-чувственным характером;
в) преобразованием окружающей действительности.
Целенаправленность проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей, которые они впоследствии стремятся воплотить в окружающей действительности. Предметно-чувственный характер отражает тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными пред. метами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, в рамках которой такого контакта не происходит). И, как следствие, преобразует, изменяет эти предметы. Различают множество видов практики:
а) общественно-производственная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства);
б) социально-политическая (создание государства, формирование партий, реформы социальных структур и органов управления, революционные движения, забастовки и т. п.);
в) научно-экспериментаторская (социальный, физический, химический, генетический и другие виды эксперимента);
г) врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологическая, терапевтическая и т. д.);
д) семейно-бытовая, или повседневно-хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи и т. д.).
Эти формы практики являются основными, поскольку они охватывают самые важные сферы жизнедеятельности человека. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики.
Существуют и иные классификации.
По полученным результатам различают практику созидательную (конструктивную) и разрушительную (деструктивную). По содержанию и назначению практика бывает стандартизованной (стереотипно-механической), сопряженной с многократным воспроизведением одного и того же результата, и поисковой, нацеленной на получение новой, познавательной информации. В зависимости от субъекта деятельности практика подразделяется на индивидуальную, микрогрупповую, практику социального слоя, клас-са, нации (народности), государства, общества. Лю-
бая практика всегда имеет социальный (общественный) характер.
В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащние индивида, общества и природы.
Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения. Заблуждением называют непреднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту. Заблуждение -это ложное знание, принимаемое за истинное. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны,- заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.
Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности, формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).
Процесс открытия истины - долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.
Научное познание
Сегодня наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и пред метно-практическрй деятельности ученого. Общие правила данного процесса, которые иногда называют методом Декарта, можно сформулировать следу. ющим образом:
1) ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым;
2) трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения;
3) начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных;
4) ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание: он должен быть уверен, что ничего не пропустил.
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. Главной задачей эмпирического уровня научного познания является описание предметов и явлений, а основной формой получаемого знания - эмпирический (научный) факт. На теоретическом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, а получаемое знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
Основными принципами научного познания являются:
1. Принцип причинности.
Содержание этого принципа может быть передано известным высказыванием древнегреческого философа Демокрита: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости». Принцип причинности означает, что возникновение любых материальных объектов и систем имеет некоторые основания в предшествующих состояниях материи: эти основания называются причинами, а вызываемые ими изменения - следствиями. Все в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки - установить эти связи.
2 Принцип истинности научного знания Истиной называется соответствие полученных знании содержанию объекта познания. Истина проверяется (доказывается) практикой. Если научная теория подтверждена практикой, следовательно ее можно признать истинной.
3. Принцип относительности научного знания Согласно этому принципу любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени. Поэтому задача ученого состоит не только в том, чтобы познать истину, но и в том, чтобы установить границы соответствия полученного им знания действительности - так называемый интервал адекватности, Основными методами, используемыми в процессе - эмпирического познания, являются метод наблюдения, метод эмпирического описания и метод эксперимента.
Наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта. Наблюдение опирается на такие формы чувственного познания, как ощущение, восприятие, представление. Итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах. Особое место среди вышеперечис-ленных методов занимает метод эксперимента. Экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, причем последние могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Выделяются следующие виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый) эксперимент, который направлен на обнаружение новых, неизве ных науке явлений или свойств предметов;
2) проверочный (контрольный) эксперимент, в хо-де которого осуществляется проверка каких-либо те оретических предположений или гипотез;
3) физический, химический, биологический, со циальный эксперименты и др.
Особым видом эксперимента считается мыслительный эксперимент. В процессе такого эксперимента заданные условия являются воображаемыми но обязательно соответствующими законам науки и правилам логики. При проведении мыслительного эксперимента ученый оперирует не реальными объектами познания, а их мыслительными образами или теоретическими моделями. На этом основании данный вид эксперимента относят не к эмпирическим, а к теоретическим методам научного познания. Можно сказать, что он является как бы связующим звеном между двумя уровнями научного познания - теоретическим и эмпирическим.
Из других методов, относящихся к теоретическому уровню научного познания, можно выделить метод гипотезы, а также формулирование научной теории.
Сущностью метода гипотезы является выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений. Целью проверки гипотезы является формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира. Такие гипотезы называются объяснительными. Наряду с ними существуют так называемые экзистенциальные гипотезы, представляющие собой предположения о существовании таких явлений, которые еще неизвестны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (примером такой гипотезы может служить предположение о существовании еще не открытых элементов периодической таблицы Д. И. Менделеева).
На основе проверки гипотез происходит построение научных теорий. Научной теорией называется логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выражено особой системой понятий. Любая научная теория помимо описательной функции выполняет еще и функцию прогностическую: она помогает определить направление дальнейшего развития общества, происходящих в нем явлений и процессов.
Особенности социального познания. Социальное прогнозирование
Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом -получение нового знания об окружающем мире.
Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов - субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.
Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Фактом называется фрагмент уже состоявшейся действительности. Различают три вида социальных фактов:
1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Однако установить ее в процессе социального познания нелегко, потому что:
1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают вли-яние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;
2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент, т. е. воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно. Социальный эксперимент носит конкретно-исторический характер и может приводить в разных обществах к разным (зачастую прямо противоположным) результатам. Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного разви-
тия можно только при использовании конкретно-ис- торического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:
1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляет сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге является одной из целей социального познания.
Другой целью социального познания является социальное прогнозирование, т. е. получение знаний о будущем общества, о том, чего еще нет в действительности, но что потенциально содержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемого хода развития.
Современная наука насчитывает около 200 научных методов, специальных методик, логических и технических средств социального познания, из которых основными являются пять:
1) экстраполяция;
2) историческая аналогия;
3) компьютерное моделирование;
4) создание сценариев будущего;
5) экспертная оценка.
В зависимости от содержания и назначения социальных прогнозов выделяют четыре их основных типа (вида): поисковые, нормативные, аналитические прогнозы-предостережения.
Поисковые прогнозы (иногда их называют изыскательскими или реалистическими), отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в различных сферах общественной жизни, составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее. Нормативные прогнозы, ориентированные на достижение в будущем определенных целей, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития. Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего. Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее. Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны: в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут содержаться признаки нескольких видов.
Социальное прогнозирование не претендует на абсолютно точное и полное знание будущего: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности. Степень этой достоверности зависит от нескольких факторов:
а) от того, в отношении какого будущего делается прогноз - близкого (20-30 лет), обозримого (большая часть следующего столетия) или отдаленного (за указанными пределами). В первом случае возможно получение весьма достоверных прогнозов; во втором - преобладают знания правдоподобные; в третьем - сугубо гипотетические предположения;
б) от того, насколько даваемый прогноз обоснован знанием соответствующих закономерностей: ненадежность прогноза тем больше, чем чаще при его построении приходится прибегать к гипотезам о зако-нах вместо самих законов;
в) от того, насколько системно дается прогноз, насколько он учитывает всю сложность прогнозируемого состояния общества или отдельного его элемента.
Таким образом, социальное прогнозирование можно определить как комплексное междисциплинарное исследование перспектив развития человеческого общества.
Развитие знаний о человеке
Поиски ответа на вопрос о том, как и когда произошел человек, каково его место в окружающем мире, имеют длительную историю.
В первобытных формах религии предками человека считались растения или животные. Позднее религиозные учения объясняли появление человека на Земле волей Бога. В XIXв. Ч. Дарвин создал эволюционную теорию происхождения человека, которая стала основой современной научной теории антропогенеза. Согласно ей, человек произошел от обезьяноподобного предка. Однако данная теория до сих пор вызывает ожесточенные споры в научных кругах.
Что же касается философского анализа антропологической проблематики, то ее основы также были заложены в древнейшие времена, прежде всего в философских учениях Востока. Так, древнеиндийская философия рассматривала человека как существо, способное приобщаться к высшим внеличностным ценностям, а смыслом человеческой жизни называла следование законам, установленным свыше (в частности, бесконечному процессу перерождений). В древнекитайской философии окружающий мир и человек понимались как одно целое, как единый живой орга низм, в котором все взаимообусловлено и взаимосвязано. Смыслом жизни древние китайцы считали стремление к гармонии, к совершенству внутреннего мира человека.
Философская антропология получила дальнейшее развитие в Древней Греции. Древнегреческая философия отводила человеку высшее место во всем мире, во Вселенной. Сам человек рассматривался как микрокосм, отражающий в себе окружающий мир (макрокосм). Полагалось, что человек должен строить свое бытие в соответствии с божественной гармонией, с космическим разумом. Именно как микрокосм, как божественное творение рассматривался человек и позднее - в христианском учении. Средневековые теологи доказывали, что человек создан Богом, несет на себе отпечаток божественной сущности, в нем воплощено божественное начало.
Европейская философия нового времени способствовала появлению нового взгляда на человека - человек стал рассматриваться как продукт природных и социальных сил. Критикуя теологические концепции происхождения человека, некоторые философы утверждали, что среда представляет собой единственный фактор, влияющий на формирование человека.
Немецкая классическая философия продолжила развитие позиции, согласно которой человек понимался как «мера всех вещей». Ее представители считали, что человек не пассивный, а активный субъект, наделенный разумом и свободой, и должен играть активную роль в окружающем его мире, а также в познании этого мира. И. Кант «ввел» человека в философию в качестве центрального познающего субъекта. Все интересы человеческого разума Кант объединял в трех вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? Таким образом, Кантом был заложен фундамент современной философской антропологии. Другой немецкий философ этого времени - Г. Ф. В. Гегель - полагал, что главной способностью человека следует признать его способность познавать самого себя, что самопознание является высшей ступенью развития духа. Именно Гегель выразил при помощи триады «человек - индивид - личность» процесс развития отдельного субъекта.
Марксистская концепция человека также считала его существом общественным. Маркс подчеркивал ту огромную роль, которую оказывает на процесс развития и становления человека его трудовая деятельность, а также окружающая его среда. Подобная оценка человека как существа активного, деятельного, как субъекта трудовой деятельности и процесса познания, а впоследствии и всего исторического процесса в целом являлась характерной для европейской философии конца XIXв.
В философии XXстолетия проблема человека может быть названа центральной. Антропологическое знание этого времени характеризуется несколькими особенностями. Во-первых, важное место в нем занимает проблема постижения внутреннего, духовного мира человека, логики его развития, а также причин, предопределяющих процесс самосовершенствования человека, творения им своего бытия. Во-вторых, современные философы обращают внимание на крайне скудный набор инстинктов, которыми человек наделен природой. Они называют человека «неспециализированным существом» и полагают, что именно слабая оснащенность его инстинктами, которые предопределяют жесткость поведения животных, дает человеку свободу выбора той или иной сферы деятельности. В-третьих, современная антропология пытается решить проблему противоречия понятий «общечеловеческое» и «индивидуальное» путем введения в научный оборот понятия «общеиндивидуальное». Она рассматривает общечеловеческие ценности в неотрывной связи с действительными ценностями каждого отдельного человека, спра ведливо полагая, что только когда гарантируются права, интересы каждого человека, можно вести речь и о реализации общечеловеческих ценностей.
Не вдаваясь в подробный анализ, обозначим четыре направления философии человека XXв., которые могут быть охарактеризованы как наиболее значи-тельные:
1. Психоаналитическое (3. Фрейд, Э. Фромм);
2. Философская антропология (М. Шеллер, А Ге лен);
3. Экзистенциальное (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сарти А. Камю);
4. Католическое (Г. Марсель, Ж. Маритен, Иоанн-Павел II, Тейяр-де-Шарден).
Разнообразие существующих подходов и философских течений, занимающихся рассмотрением вопросов, связанных с жизнью и предназначением человека и его места в окружающем мире, указывают как на сложность вышеперечисленных проблем, так и на неослабевающее внимание к ним.
Вы желаете спокойствия и мира душевного. Но никак не можете его достигнуть. О! это великий дар Божий, и Сам Господь указал нам, где искать оного… А к достижению сего необходимо нужны искушения и скорби, как и Сам Господь, прежде Крестной смерти Своей, много пострадал и претерпел: был укоряем, досаждаем, уничижаем, и нам оставил Собой образ, да последуем стопам Его… еще скажу вам: мир и спокойствие есть великая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы – духовные воины – должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смирением, обвинять себя, а не других, и умалив (таким образом) страсти наши, т.е. победив их, а паче гордость и возношение, гнев, ярость и пр., тогда и этого дара удостоимся – мира душевного (прп. Макарий, 20).
* * *
Ты желаешь мира и спокойствия душевного, но ведь это награда от Божией благодати за труды, подвиги и понесение искушений… а ты что понесла, а ищешь награды? Смиряйся и считай себя недостойной этого. И напомню от старцев духовных: «Кто ищет покоя, он бежит от него, а кто предает себя на крест смиренным мудрованием, обретает покой» (прп. Макарий, 20).
* * *
Мир не достигается без борьбы со страстями и победы над ними, а когда они наши господа, то где мир? – не всегдашний ли плен? (прп. Макарий, 20).
* * *
Немирство наше происходит от нашего неустроения, а не от чужих страстей: они своими пороками не влагают в наши сердца немирства, но только обличают и показуют нам, что в нас есть и какой залог мы имеем в себе (прп. Макарий, 20).
* * *
Мы, согрешая перед Богом, теряем мир, а покаянием он возвращается – милосердием Божиим. Подобно лишаемся мира, приемля скорбь и враждуя на людей, а когда самоукорением угасим этот пламень, то водворяется и мир (прп. Макарий, 20).
* * *
Я писал к вам, дабы не был самонадеян ваш мир, но поставьте стражу: любовь и смирение. Любовь не падает, а смирение еще более не допустит и укрепит, но тут нужна работа, а не слова (прп. Макарий, 20).
* * *
Вопрос твой на евангельские слова: и на земле мир (), – «где же мир?» – не совсем ловок. Мир дан нам, но мы сами причиной, что лишаемся его; исполним заповеди Божии, то ничто не может отнять от нас мира. Мы должны сами в себе искать любви и мира, а не от людей их требовать. Когда не могло быть нам оскорблений к нашему искусу, то на что ж бы и заповедь о терпении и люблении врагов? До пришествия Христова люди были под клятвой и мира не имели, оным (пришествием) примирены с Отцом (прп. Макарий, 20).
* * *
Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием (прп. Моисей, 23).
* * *
Отчего нет мира в костях наших (), в душе нашей и в сердце нашем? От грехов наших! Оттого, что нисколько не поучаемся в смирении, оттого, что любим очень спорить и доказывать, что мы более других все знаем, оттого, что мы не оставляем разговора с помыслами своими, которые вместо палачей непрестанно мучат нас (прп. Антоний, 20).
* * *
Избави Боже вас от особых партий, и чтобы одна другой не знала; это значит истребить любовь, насажденную Богом и утвержденную Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он заповедал нам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (), а когда ее нет, то чьи же будут ученики?
Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах: (). А ты все ищешь мира внутреннего и успокоения душевного от внешних обстоятельств. Все кажется тебе, что ты не на том месте живешь, не с теми людьми водворилась, что сама не так распорядилась и что другие будто бы не так действовали. В Святом Писании сказано: на всяком месте владычество Его (см. ), т.е. Божие, и что для Бога дороже всех вещей целого мира спасение одной христианской души (прп. Амвросий, 1).
* * *
Не вотще сказано в псалмах: ищи мира и стремись к нему (), т.е. всячески избегай того, что нарушает мир твой душевный, как бы ни казалось это благовидно. Бог судит человека не просто по делам, но по намерению дел, а намерение это только Ему Единому известно. Ежели мы в чем-либо немоществуем, то должны в этом принести искреннее покаяние, и смиряться, и никого не осуждать, и никому не досаждать (прп. Амвросий, 1).
* * *
Пишешь... что согласна бы жить в N., если бы получала духовное удовлетворение. Но оно вполне принадлежит только будущему веку, а на земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано Самим Господом: В мире будете иметь скорбь (). Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а бесскорбного положения нигде не обрящешь, везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других (прп. Амвросий, 1).
* * *
Чтобы умиротвориться, незачем в далекий путь пускаться, а лучше смириться дома, это будет прочнее. Одни царственные особы ради умиротворения уезжают в дальнюю сторону. Потребно понудиться к смирению и самоукорению. Благоразумному разбойнику и голени перебили – он ради получения обещанного Господом Царствия Небесного все терпел, а мы с тобой как хотим получить милость Божию? Осмотрись, сестра! В Киев ходят на богомолье, а не по домашним претензиям (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от которого усиливаются все твои душевные брани и ты лишаешься мира (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Во всяком пребывании старайся пребывать благоугодно, т.е. в мирном и смиренном духе, никого не осуждай и никому не досаждай, стараясь, чтобы слово наше, по апостольской заповеди, было растворено духовной солью (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Сказано: любящим Бога… все содействует ко благу (). И в другом месте: мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (). А если нет мира в костях наших(см. ), то явно, что от грехов и страстей наших. И потому должно заботиться не обстоятельства улаживать, а стараться себя исправлять. Это не только надежнее, но и успокоительнее (прп. Амвросий, 5).
* * *
Душа наша невидима и не может успокаиваться одними внешними обстоятельствами, а требует к своему умиротворению средств внутренних и духовных, на которые указывает боговдохновенный пророк Давид, глаголя: мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (). Слова эти показывают, что нужно прежде возлюбить Закон Божий и постараться исполнять евангельские заповеди, означенные у евангелиста Матфея от начала 5 главы до 10-й, и тогда можно надеяться на получение прочного спокойствия и прочного мира душевного (прп. Амвросий, 15).
* * *
Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна и будешь мирна! (прп. Амвросий, 14).
* * *
Иисус Христос родился для того, чтобы на земле поселить мир. А потому, если желаешь иметь мир, то имей Иисуса, если не в сердце, то хоть в устах (прп. Анатолий, 18).
* * *
Когда душа скорбями, терпением посильным и смирением поочистится от страстей и особенно демонской гордости, обрящет мир, тогда она и сподобляется Богоявления, т.е. Бог Сам видим бывает душой и живет в ней. И было в мире место Его . А следующие слова: и жилище Его в Сионе (). Это от вас еще далеко. Много надо ума и подвигов, чтобы вознестись до этого. А мир вы можете найти сначала в своей душе, а потом с сестрами, а потом и с Богом. Тогда и будет у нас Богоявление. А потому и старайтесь снискать мир вожделенный. Конечно, сами не можете, а попросите Бога, и даст вам мир, всяк ум превос ходящий () (прп. Анатолий, 18).
* * *
Бог Сам живет в том человеке, у которого мирное сердце. Главное, считай себя хуже всех, не ищи ни любви, ни чести ни от кого, а сама ко всем их имей – вот и улучишь мир! А как только начнешь искать, чтобы другие тебя заметили да отыскали бы в тебе достоинства и некоторые добродетели: тогда прощай, мир душевный (прп. Анатолий, 18).
* * *
Что на душе мир и со всеми покойна, то Бога благодари и всеми силами сей мир хранить старайся, ибо он Бога вводит в душу (прп. Иосиф, 19).
* * *
При разных неудачах [прп. Нектарий] советовал говорить: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», – и так повторять, пока не почувствуешьмирвдуше(прп.Нектарий,20).
У каждого мыслящего человека есть свой внутренний мир. У кого-то он яркий и насыщенный, богатый, как говорят психологи, "человек с тонкой душевной организацией". У некоторых, наоборот - маленькая комнатушка, наполненная фобиями и навязанными стереотипами. Все разные, уникальные, а значит, и мир внутри разный. Как разобраться в этом многообразии, кто есть кто?
Что такое внутренний мир человека?
Некоторые называют это душой, но это не совсем так: душа неизменна, а отношение к миру, ведущее человека по жизни, может меняться.
Набор внутренних качеств характера, образ мышления, моральные принципы и жизненная позиция в совокупности со стереотипами, страхами - вот что такое внутренний мир. Он многогранен. Это мировоззрение, психическая составляющая человека, которая является плодом его духовного труда.
Строение внутреннего мира
Тонкая душевная организация человека состоит из нескольких сегментов:
Исходя из всего перечисленного, можно сделать вывод, что внутренний мир - такая четкая стуктура, информационная матрица как основа человеческого существа. В совокупности с душой и физическим телом они образуют человека как индивида.
У некоторых людей очень развита эмоциональная сфера: они тонко чувствуют происходящее и замечают мельчайшие изменения эмоций у окружающих. У других крайне развито мышление: им под силу сложнейшие математические уравнения и логические задачи, но если при этом они бедны на чувственном плане, то любить от всего сердца они не могут.
Поэтому важно, если человек хочет раскрыть потенциал, заложенный в каждого, и развернуть свой внутренний мир до невиданных горизонтов, параллельно развивать все сегменты своего существа.
Что значит богатый внутренний мир?
Под этим термином имеется в виду то, что человек живет в гармонии с собой и внешним миром: людьми, природой. Он живет сознательно, а не плывет по течению, искусственно созданном обществом.
Этот человек умеет создавать вокруг себя счастливое пространство, меняя этим внешний мир. Ощущение довольства жизнью, несмотря на все перипетии, не покидает его. Такой человек ежедневно пытается стать лучше, чем был вчера, сознательно развиваясь во всех сферах своего внутреннего мира.
Принцип и мировоззрение - это одно и то же?
Принципы - это шаблонные субъективные установки ума на ситуацию, людей и мир, которые зачастую управляют человеком. Они индивидуальны для каждого, складываются в процессе воспитания и закладываются глубоко в подсознание жизненным опытом.
Мировоззрение не имеет шаблонов - оно гибкое, но при этом устойчивое, как бамбук: он может сильно согнуться, но, чтобы его сломать, придется очень постараться. Это моральные ценности, приоритеты в выборе жизненного пути и представления о том, какой должна быть жизнь.
Какая разница между внешним и внутренним миром человека?
Что такое внешний мир? Это окружающее человека пространство: дома, природа, люди и машины, солнце и ветер. Сюда же относятся социальные отношения и взаимодействие с природой. Органы познания - зрение, тактильные ощущения и обоняние - тоже относятся к внешнему миру. А то, как мы реагируем на них, испытывая различные эмоции, чувства - это уже проявление внутреннего мира.
При этом внутренний мир личности способен воздействовать на внешний: если человек доволен жизнью, то и дела у него спорятся, работа - в удовольствие и люди окружают позитивные. Если же внутри человек раздражен или в гневе, осуждает всех и вся, то и в быту ничего не получается, неудачи преследуют его. Разрушающе воздействуют на внутренний мир фобии и комплексы: они искажают восприятие мира и людей.
Все, что с человеком происходит в жизни, это отражение его внутреннего состояния, и если есть желание изменить окружающий мир, то нужно начать именно с себя - с трансформации внутреннего пространства.
Как развивать свой внутренний мир?
Что такого необычного необходимо совершить, чтобы духовный мир начал меняться? На самом деле совершать довольно обычные вещи:
- Правильное питание. Часто пища, которую едят люди, отравляет не только их тело, но и сознание. Человек с тонкой душевной организацией никогда не позволит себе съесть другое существо, поэтому вегетарианство - это первый шаг.
- Прогулки на природе. Сюда же относятся путешествия в другие города или страны, туристические походы и просто поездки за город или к морю. Только с одной разницей - это не гастрономические туры: поесть шашлыка, выпить пива с друзьями, перепробовать все пиццы в новом городе. Важна связь с природой: полежать на траве, полюбоваться закатом или рассветом, понаблюдать за животными.
- Медитация - один из самых мощных инструментов для развития. Только не надо путать этот процесс с сидением закрытыми глазами и скрещенными ногами в ожидании, когда уже закончится время урока. Медитация - это самоанализ, путь внутрь: человек погружается в наблюдение за своими эмоциями, мыслями или просто дыханием (на первых этапах освоения своего разума).
- Чтение духовных книг. Это не значит, что нужно прочесть «Библию» или «Бхагавад-Гиту», каждой книге свое время, а «Поллианна» или «Маленький принц» являются такими же высокоморальными творениями.
- Умение быть благодарным всему, что окружает, всему, что происходит. Даже если это идет вразрез с планами. Вселенной виднее, каким путем направить человека на развитие.
Развитие внутреннего мира подразумевает под собой яркое желание, стремление и последующие действия с полным осознаванием происходящего. Одного «хочу» здесь мало: за ним должно последовать «делаю» и «регулярно».
В системе духовного здоровья, как основы для общего здоровья человека, центральное место православие отводит душевному миру – спокойному, благодатному состоянию души.
Преподобный Алексей Зосимовский так говорил своим духовным детям: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир — вы будете счастливы ». Христос заповедовал человеку прежде всего стремиться к обретению внутреннего Царствия Божьего, которое находится в душе человека.
Серафим Саровский говорил «Всеми мерами надобно стараться, что бы сохранить мир душевный».
Спокойствие и согласие в душе, душевный мир , душевная тишина и покой, гармония души ведет и к гармонии тела, в то время как душевное беспокойство приводит к множеству заболеваний. По словам Амвросия Оптинского «болезни по большей части происходят от тревожного состояния души».
Душевные бури и страсти, постоянное зло, ненависть, зависть, тревога, разрушают душевный мир, ведут к нервному перенапряжению «внутренний мир человека – грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения», — говорит святитель Феофан Затворник.
Благодаря работам крупнейшего врача – исследователя двадцатого века Селье было обнаружено явление стресса – перенапряженного, перевозбужденного душевного состояния, которое является основной причиной многих заболеваний.
Современная медицина считает, что около 80% всех болезней так или иначе связано с расстройством психики. Учеными выделена особая группа заболеваний, которые стали именоваться психосоматическими, т. к. в их происхождении одну из главных ролей играют нервные факторы. К этой группе болезней относят эссенциальную артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца, психогенную одышку, нарушение желудочно-кишечного тракта и многие другие.
Разрушительное действие душевных волнений обусловлены страстями.
Душевный мир человека разрушают такие страсти как:
Гнев, ярость, раздражительность – это грехи против своего здоровья. Больше всего здоровью вредит раздражительность, а ярость – высшая степень ее…
В раздражительности есть существование черта, особенно когда человек гневается и раздражается раз за разом. И если при этом он итак слаб здоровьем, то он еще больше разрушает это здоровье, медленно убивая самого себя. «Ревность и гнев сокращают дни» (Сир. 30, 26)
Душевный мир человека страдает еще из-за того, когда в семье плохие отношения и частые ссоры, недоверия друг к другу.
Для того чтобы вернуть душевный мир и покой необходимо победить многие страсти, а для этого человеку необходимо познать новые, иные ценности, которые постепенно вытеснят прежние пристрастия. А для этого необходимо хоть на миг вырваться из суетного мира, освободить свой внутренней взор от мелочных повседневных забот.
Душевный мир можно восстановить уединившись на время. Можно отправиться в любой монастырь или слиться с природой у себя на даче. Посмотреть на закаты, звезды, встретить рассвет. Посидеть на берегу моря. Успокаивающее и оздоровительное действие не раз отмечалось исследователями. Недаром подвижники монахи старались уединиться.
Душевный мир человека восстанавливает тишина.
Святитель Антоний Сурожский, опираясь на свой врачебный и духовный опыт, однажды посоветовал женщине, которая обращалась к нему за помощью в духовных скорбях, просто посидеть в тишине. И находясь в тишине, она вдруг почувствовала, что Бог – рядом с ней. И эти впечатления помогли ей решить свои проблемы.
В тишине человек впервые обретает душевный покой. Профессор медицины П. Калиновский пишет: «То, чего не хватает многим из нас, уединиться в тишине, остаться со своими мыслями и отдаться их свободному течению. Уединение, уход в себя – это лучшее средство для избавления от мелких забот и тревог », что чудесным образом сказывается на здоровье человека.
Душевный мир человека не может быть спокойным без молитвы.
Молитва – это разговор души с Богом. Искреннее стремление к душевному миру и придание себя исцеляющей и умиротворяющей воле Божьей мы видим в ежедневной молитве Оптинских старцев, которая внутренне настраивает человека на успокоение:
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех словах и делах моих — руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Душевный мир человека получает радость и покой, когда за все начинает благодарить Бога и во всем видеть промысел Божий.
На такое состояние помогает настроиться Акафист «Слава Богу за все!»
Что бы ни случилось — благодарите Бога. Благодарите перед сном и встав рано утром. Перед трапезой и после. После каждого доброго дела.
Порой отрезвляюще действует на душу человека болезнь. В жизни есть немало примеров, когда болезнь послужила причиной переоценки ценностей и человек полностью изменял свою жизнь.
Душевный мир обретается не сразу, а постепенно, в результате сознательной работы над собой. Происходит постепенное избавление от страстей. Формируется новая система целей и ценностей, разум наполняется мудростью и миром. Сердце наполняется любовью. Воля устремляется к добру. Человек примиряется с Божьим миром и впервые начинает понимать его.
Обретенный душевный мир благотворно сказывается на окружающих. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил Серафим Саровский.
Не тревожность, беспечность, успокоение, наслаждение благодатью, мир душевный, соединенность с вечностью – все это является фундаментом человеческого здоровья, оказывает оздоровительное действие на весь организм. Человек исцеляется от множества болезней, другие же – хронические, наследственные и т. п. облегчаются, уже перестают мучить так, как прежде.
Посмотрите видео о мире душевном, что говорит по этому поводу Серафим Саровский
Долги появляются потому, что человеку не хватает денег. И он вынужден брать в долг, правильно? От бедности и недостатка средств появляются долги, а потом долг усугубляет ситуацию. И долги растут, делая его ещё беднее. Это обычное объяснение, но не все так просто. Иногда долгами обременён человек вполне обеспеченный, казалось бы. Не бедный. Но постепенно его благополучие тает и пожирается долгами, которые накапливаются и накапливаются. И душевное равновесие исчезает, ведь долги требуют вернуть. Напоминают, угрожают, портят нервы и кровь…
Зачем благополучный и не бедный человек влезает в долги? Зачем меняет двухкомнатную квартиру на четырехкомнатную и берет огромный невыгодный кредит? Зачем покупает новую машину, ведь старая ещё нормально ездит? Или вот - не платит вовремя по счётам и накапливает огромный долг, который трудно выплатить? Или вообще происходят события, которые требуют вложения средств. Вроде бы помимо воли самого человека происходят, но он снова в долгах, - пришлось занимать или брать кредит. И паутина все крепче держит, а пауки высасывают все соки…
Винить надо только себя, так говорят. Но есть вещи, которые лежат вне нашего сознания. Например, никто не хочет упасть и ушибиться. Но падает иногда, если испытывает подсознательно желание себя наказать, причинить себе боль. Или в аварию попадает. Или попадает в долговые тенеты... А иногда это может быть связано с негативным влиянием другого человека. Образ того, кто желает нам зла, превращается в автономную силу, по выражению Юнга, и изо всех сил «толкает» нас или подводит к месту, где с крыши падают кирпичи…
Долги появляются у вполне благополучных и адекватных людей из-за того, что они считают себя должными - подсознательно. Их мучает какой-то долг или ложное представление о том, что они кому-то задолжали очень. И эта подсознательная программа заставляет человека разрушать своё благополучие и влезать в реальные долги; это наложенное на себя наказание, проклятие вечного долга. Есть такая гипотеза.
Вот пример: одна женщина оказалась в ужасных долгах. Как-то исподволь, незаметно накопились платежи, потом она потеряла бизнес и ещё больше стала должна. Приходилось платить ипотеку за большую квартиру, платить стало нечем, а за квартплату приходили большие счета. Она взяла ещё один кредит, а потом заболела и понадобились деньги на лечение… Все это происходило исподволь, постепенно, она не сразу оказалась в паутине. Но с каждым долгом, который должен был решить проблемы хоть на время, ее положение становилось все хуже и хуже. Взятые в долг деньги не решали проблемы, а притягивали новые.
У этой женщины была очень сложная мама, отношения были плохими. Мама с детства внушала дочери мысль, что та должна. Должна уже за то, что на свет родилась. Должна маме! И мама напоминала о долге всегда, такие были отношения. Потом дочь дистанцировалась от матери, помогала материально, но общаться было невозможно. Вроде бы все правильно сделала, но долги стали душить и убивать. Мама в подсознании твердила: «ты должна! Должна!», - и дочь покорно выполняла эту команду-приказ. Иногда долги - это следствие того, что человеку внушают мысль - он должник. Должник, и точка! Или сам человек внушает себе эту мысль, чувствуя себя виноватым и обязанным. Он может это не осознавать, но долги копятся и копятся, а жизнь превращается в ад. Благополучие уходит.
Надо сесть спокойно поздним вечером, когда контроль сознания чуть ниже, и на листочке написать людей, которым вы должны. Нет, не деньги. И объективно вы вообще можете быть ничего не должны. Надо написать имена людей, которые могут думать, что вы им должны, понимаете? Они могут так считать - вы им должны. Или общество может так считать, социум. Или родственники этих «кредиторов» из подсознания. Скажем, вам пришлось прекратить содержать родственника, который не желал нормально работать, а привык жить за ваш счёт. Или вы редко навещаете токсичного родителя, который считает, что вы должны круглосуточно терпеть его выходки и претензии… Или вы ещё в школе взяли в долг на билет в кино и не отдали долг однокласснику. Он забыл. Но подсознание все считает и учитывает, почище коллекторов. И вы материализуете ситуацию, «полицейского из библиотеки», как в повести Кинга, который преследует вас и отравляет жизнь. Надо честно и скрупулезно написать на бумаге все предполагаемые «долги», которые вы можете вспомнить.
А теперь поговорите мысленно с каждым «кредитором». Если не можете отдать копеечный долг - прошло много времени!, - попросите прощения. Скажите, что помните и просите простить долг. А если долг выдуманный и вам его навязали, «поставили на счётчик», шантажируют и вымогают, скажите, что вы ничего не должны. Что желаете здоровья и благополучия кредитору, но вы ничего не должны. И приведите доказательства, можно их записать. А потом зачеркните поочередно свои долги. Главное, сделать все честно и искренне. Вот оставшиеся реальные долги - с ними придётся рассчитываться и разбираться. Но теперь дело пойдёт легче, потому что вы обнаружили негативную программу в подсознании и начали с ней работать. Осознавать - это работа.
Попробуйте этот метод избавления от программы «вечного должника». Он не имеет противопоказаний, но часто даёт удивительные результаты. Кому мы должны и кто считает нас должниками? Кто транслирует нам программу должника? Почему мы наказываем себя долгами? Это одна из причин долгов. Их много, этих причин. Но эта психотехника даёт хорошие результаты в определённых случаях.
Анна Кирьянова
Publisher: Gaya - сентября 22, 2019,
«Не воспринимайте жизнь слишком серьёзно. Вам всё равно не удастся выйти из неё живыми».
Эта фраза принадлежит Элберту Хаббарду. Она является глубокой истиной.
Многие люди терзают себя даже по самому незначительному поводу. Они беспокоятся о ежедневных взаимодействиях с людьми и впечатлении, которое они производят на других. А иногда даже расстраиваются из-за одного слова в простом электронном письме.
«Люди склонны воспринимать всё слишком серьёзно. Особенно себя. Да. И это, вероятно, то, что заставляет их бояться и испытывать боль большую часть времени. Жизнь слишком серьёзна, чтобы воспринимать её всерьёз», – говорит Том Роббинс.
Иногда серьёзность включается, когда мы рассматриваем всё как свидетельство наших способностей, ценностей, этики. Когда вы сомневаетесь, спросите себя, пытаетесь ли вы что-то доказать.
У каждого есть обязанности и цели. Есть, вероятно, бесчисленное количество вещей, которые вы должны делать, и так много людей зависит от вас.
Серьёзность должна присутствовать в количестве, соответствующем ситуации. И только вы можете определить вес каждой проблемы или препятствия, которое вы должны преодолеть.
Чрезмерный акцент на серьёзности в жизни приводит к узкому пониманию того, что стоит вашего времени и внимания. Это может даже сделать вас менее продуктивными, заставив нервничать по поводу одной конкретной вещи.
Вы также можете неверно оценить реакцию других людей, если вы слишком серьёзно относитесь ко всему. Серьёзный подход усложняет взаимодействие с другими людьми. Когда вы перестаёте воспринимать всё слишком серьёзно, вы формируете более искренние связи, которые могут оказать положительное влияние на вашу жизнь. Расслабленная личность – это не признак того, что вы безответственны.
Проблема слишком серьёзного отношения к себе заключается в том, что мы предпочитаем искать одобрение — страх быть отверженными мешает нам жить наилучшим образом. Мы позволяем людям стать нашими судьями.
Боязнь насмешек заставляет нас чрезмерно всё анализировать. Потребность в угождении и совершенствовании поглощает нас.
Когда вы ошибочно убеждаете себя, что мир – это сцена, вы становитесь актёром, который должен давать представление, чтобы угодить. Такой образ мышления может сделать всю оставшуюся жизнь несчастной. Жить, давая бесконечные представления, утомительно — нам всегда приходится играть какую-то роль.
Часто люди, которые воспринимают всё слишком серьёзно, являются перфекционистами и не способны терпеть несовершенство и уязвимость.
Но вот в чём суть: вы начинаете жить по-настоящему, когда не слишком беспокоитесь и не поглощены в каждый потенциальный сценарий «А что, если?». Стресс и беспокойство не являются способом решения жизненных проблем.
В то время как вы заняты беспокойством обо всём на свете, вы упускаете возможность наслаждаться мелочами, которые имеют значение. Вы упускаете моменты значимости, которые могут сделать вас счастливыми и реализованными в жизни. Вы упускаете возможность общения с людьми на более глубоком уровне.
Представьте себе мир, где каждый уделял бы первоочерёдное внимание заботе о себе и собственном благополучии, вместо того чтобы делать акцент на всём плохом, что происходит в жизни.
Вот глубокая истина: хотя всё далеко не идеально, солнце по-прежнему встаёт и садится каждый день. Небо не падает. И не упадёт. Эволюция и трансформация всего, что нас окружает, продолжится даже тогда, когда нас не станет.
Вы, вероятно, можете увидеть это в собственной жизни. Вы меняетесь, но вы слишком заняты, чтобы замечать это или наслаждаться процессом.
Перестаньте жить в своей голове. Всё это бесполезное беспокойство стоит вам здравомыслия. Постарайтесь перестать воспринимать всё так серьезно, чтобы увидеть перемены, которые происходят в вашей жизни. Переключитесь на то, что вы всегда хотели, но убедитесь, что процесс приносит вам удовольствие.
Стройте и улучшайте свою карьеру, но не превращайте её в свою жизнь. Это не одно и то же. Конечно, нужно планировать свои финансы, но не жалеть о каждой копейке, которую вы тратите на кофе. Проводите время с семьёй, друзьями и коллегами, не слишком беспокоясь о том, что они думают о вас.
Правда в том, что никто не думает о вас и не судит вас так, как судите себя вы.
Расслабьтесь и наслаждайтесь жизнью
Здравомыслие возвращается, когда вы сосредотачиваетесь на том, что под рукой, стараетесь изо всех сил и продолжаете двигаться вперёд. Цените свой путь так же, как и цель, которую вы преследуете. Никто не совершенен и не знает всех ответов. Я просто выжимаю максимум из каждого дня.
Просто дивите. Или ещё лучше – учитесь жить, с нетерпением ожидая сегодняшних возможностей.
Вещи могут казаться слишком важными. Это вызывает напряжение. Когда жизнь становится чересчур серьёзной, вы перестаёте жить. Не нужно беспокоиться обо всём, что, как вам кажется, вы должны сделать. Следите за тем, что вы говорите себе, чтобы начать ценить то, что вам удаётся.
Используйте простые вопросы, чтобы держать фокус. Когда вы почувствуете, что внутри вас начинает бурлить напряжённая серьёзность, задайте себе следующие вопросы:
Стоит ли из-за этого расстраиваться?
Неужели это так важно прямо сейчас?
Неужели ситуация настолько плоха, что её невозможно исправить?
У вас нет контроля над многими вещами. Нет ничего, что вы можете контролировать, кроме текущего момента.
Выйдете из порочного круга, настроившись на более яркую и лёгкую версию себя. Добавьте больше юмора в свою жизнь – окружите себя положительными людьми, перестаньте смотреть новости, включите вместо них комедию. Уязвимость – это нормально. Переключите своё внимание на возможности.
Научившись привносить в свою жизнь лёгкость, вы сможете перестать быть слишком серьёзным и проводить больше времени, наслаждаясь жизнью.
Нет, не всегда будет легко. Но жизнь по-прежнему хороша – смейтесь, веселитесь, будьте открыты и свободны. Улыбайтесь – это бесплатной лекарство. Просто живите!
Publisher: Gaya - сентября 22, 2019Стоиков зачастую воспринимают людьми суровыми, готовыми, стиснув зубы, терпеть все жизненные трудности. Но суть их философии вовсе не в этом. И нет, они не унылые зануды.
Вы, наверное, наслышаны о стоиках, однако большая часть ваших познаний не имеет ничего общего с истиной. И нет, это не унылые зануды. Древние стоики были в числе первых, кто предложил, как можно улучшить жизнь.
В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Стоики очень интересовались психологией человека и были вовсе не чужды к использованию психологических приемов для преодоления определенных аспектов человеческой психологии – вроде негативных эмоций».
1. Что худшее может произойти?
Вы уже задавались этим вопросом? Что ж, тогда вы тоже стоик. Дело в том, что «негативная визуализация» является важнейшим инструментом стоицизма.
По иронии, реальные размышления о том, насколько все может быть плохо, часто заставляют нас понять, что все не так уж и плохо.
Стоики называют это «преднамеренностью» – умиротворение разума во многом достигается с помощью тщательных, детальных и сознательных размышлений относительно того, насколько плохо все могло бы быть. В большинстве случаев вы поймете, что ваша тревожность и страхи преувеличены.
Да, мысли приятными не назовешь, но не заставляют ли они начать ценить все это еще больше? Всего несколько секунд размышлений о наихудшем способны существенно усилить ваше чувство признательности.
В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «Возьмите за правило в свободную минуту представлять себе потерю чего-то ценного. Это может заставить вас осознать, пускай и ненадолго, насколько вы счастливы и за что должны быть благодарны, несмотря на текущие обстоятельства…»
Научно доказано, что именно благодарность лежит в основе единственной и действительно эффективной техники повышения уровня счастья. И хотя сознательные размышления о возможной утрате кажутся странными, но факт остается фактом – они приводят к появлению сильных мотивирующих эмоций.
Признательность – это отказ принимать вещи как должное. В итоге вы остаетесь счастливыми даже после того, как вещи перестают восприниматься вами как новые. С помощью признательности вы поддерживаете существование своей любви.
2. Как будто
Стоики высоко ценили спокойствие, а гнев рассматривали как время, потраченное впустую. Но что делать, если ваша кровь закипает в жилах? Просто улыбнитесь и говорите спокойно. Сенека утверждал, что если сохранять спокойствие в поступках, то человек и сам становится спокойнее.
В книге «Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство радости стоиков» говорится: «В момент гнева Сенека советует постараться «переключить все показатели злости». Мы должны заставить себя расслабить лицо, смягчить голос и сбавить темп ходьбы. Сделав это, наше внутренне состояние быстро наладит внешнее, а гнев, по словам Сенеки, рассеется».
Но срабатывает ли такая подделка спокойствия на практике? Да, и этому есть научные доказательства: исследователи просто попросили людей больше улыбаться, и те действительно почувствовали себя более счастливыми.