Синдром котара - первые признаки, причины и лечение заболевания. Синдром нарушения целостности восприятия тела, добровольные ампутации и их приемлемость Синдром нарушения целостности восприятия тела
Текст: АБС
24.09.2008
Психов в мире великое множество (даже, помнится, Ёжик в тумане встретил одного)... Но если большинство страдают банальными шизофрениями да параноями, то некоторым удается весьма впечатляюще выделиться даже на этом фоне. Aloepole собрало для вас девять самых необычных психических расстройств. Как вам, например, синдром «Алисы в стране чудес», а?
Фантом конечности
Он же синдром ложного ощущения ампутированной конечности. Люди, страдающие этим расстройством, ощущают, что их ампутированная конечность (или даже удаленный органP да хоть тот же апендикс) все еще при них. Чуть ли не 80 процентов перенесших ампутацию рискуют заполучить взамен такие вот специфические ощущения. Зачастую люди продолжают испытывать боль в ампутированных конечностях (так называемые фантомные боли), а многие физические чувствуют жестикуляцию ампутированных рук. В самых тяжелых случаях больные считают, что отсутствующая конечность действует самостоятельно, не подчиняясь их воле.
Нарушение целостности восприятия тела
Люди с НЦВТ стремятся к ампутации здоровой части своего тела. Они испытывают мучительные ощущения, что с их телом не все в порядке и ноги или руки просто-напросто лишние. Частично они пытаются решить проблему, к примеру, парализацией конечностей или. Многие доходят до того, что калечат себя сами, тем более что случаев, когда на подобную операцию решались врачи, пока еще очень мало (и законность их сомнительна). После операции больные (будем все-таки называть их так) свидетельствовали о наступившем облегчении и долгожданной гармонии с собственным телом.
Мифомания
Или истерическое фантазирование. Выражается в навязчивом стремлении лгать без какой-либо внешней мотивации. Впрочем, часто истерический лгун действительно верит в то, что говорит, и ему приходится создавать действительно нетривиальные построения, чтобы вписать в свою систему мира какие-нибудь не особо удобные факты. У мифомании есть три отличительных признака: во-первых, ложь всегда несет в себе элемент правды это все же не психоз, и будучи припертым к стенке, обманщик вполне способен сознаться во лжи. Во-вторых, такая ложь не бывает спровоцирована каким-либо событие или ситуацией. Она идет как бы фоном к существованию больного. И, наконец, в-третьих, рассказываемые байки обычно выставляют героя в положительном светеP храбрым, знаменитым или хотя бы богатым. За пределами своей роли мифоманьяк обычно не врет.
Синдром «Алисы в стране чудес»
Или микропсия. Состояние, при котором у больных искажается восприятие времени, пространства и собственного тела. Люди могут казаться им лилипутами, а собственные руки, ноги или голова могут произвольно менять форму и размер субъективно, конечно. Также могут уменьшаться нематериальные объекты или даже их части по-отдельности.
Синдром иностранного акцента
Крайне редкое (с 1941-го по 2006-ой год зарегистрировано лишь пятьдесят случаев) расстройство, почти всегда связанное с повреждениями мозга (в результате травмы или инсульта). Человек с синдромом иностранного акцента начинает говорить на родном языке... с иностранным акцентом. Так, в 1941-ом году норвежка Астрид Л. (нет, не Линдгрен, та шведка), получившая ранение головы при бомбежке, выздоровев, стала говорить по-норвежски с сильным немецким акцентом. Земляки-норвежцы, говорят, очень над ней подшучивали.
Синдром втягивания гениталий
Он же Коро. Странное душевное расстройство, при котором пациент считает, что его пенис (или грудь, если заболевает женщина) втягивается уменьшается, втягивается внутрь тела, и когда втянется полностью, человек умрет. Больной начинает принимать меры по самоспасению не спит, следит, вешает гирьки и так далее. Еще странный факт заболевание встречается только в Азии, и даже еще точнее в Юго-Восточной Азии (Южный Китай, Сингапур, Таиланд, и т.д.). Нередко заболевание приобретает характер локальной эпидемии то есть люди целыми деревнями сидят и боятся, что их пенисы исчезнут. Со временем все симптомы бесследно проходят.
Синдром Стендаля
Изначально описанное Стендалем чувство экзистенциального ужаса, охватывающее некоторых европейцев при посещении Флоренции и созерцании, например, «Мадонны» Рафаэля. Другие симптомы учащенное сердцебиение, головокружение, припадки, возможны галлюцинации. По большому счету, синдром может настигнуть где угодно, но по поводу Флоренции есть одно любопытное наблюдение. Синдром Стендаля никогда не поражает местных жителей и никогдаP японских туристов. У японских туристов свои бич парижский синдром, заболевание примерно с теми же симптомами, столько часто охватывающее японцев в Париже, что в их французском посольстве даже действует круглосуточная горячая телефонная линия для пострадавших.
Синдром Капгра
Бред отрицательного двойника. У страдающего этим синдромом возникает бредовое убеждение, что кто-либо из его близких заменен идеально похожим двойником. Иногда двойник заменяет самого больного, тогда больной начинает списывать на двойника свои плохие поступки. Есть и противоположное заболевание, синдром Фреголи. При нем человек убежден, что его окружают не разные люди, а один и тот же человек, удачно под них маскирующийся. Часто сочетается с манией преследования, что неудивительно.
Бред Котара
Бред отрицания редкое душевное расстройство, «мания величия наоборот». У пациента наблюдаются бредовые идеи, что он мертв или не существует. Что он разлагается, что у него нет сердца, крови или вообще внутренних органов, иногда что он при этом бессмертен. Другие вариации я самый жуткий в мире преступник, я причинил человечеству величайшее зло, я заразил весь мир СПИДом, Земля мертва, мир пуст и безжизнен. Все это на фоне депрессии и тревожных состояний психики.
Житель Швейцарии по имени Себастьян хочет избавиться от одной из своих ног, считая, что с одной ногой его тело станет совершеннее, пишет в воскресенье Neue Zürcher Zeitung в статье, посвященной такому еще практически неизученному феномену, как Body Integrity Identity Disorder (BIID) - синдрому нарушения целостности восприятия тела, сообщает InoPressa.ru.
Справка: "Люди, страдающие синдромом BIID, воспринимают отдельные части своего тела как ненужные, мешающие их существованию. Их переполняет желание ампутировать якобы ненужные части тела, чтобы обрести "правильный" облик".
У Себастьяна с ногами все в порядке, однако он без малейшего содрогания показывает то место, где одна из них, по его мнению, должна быть ампутирована. Этот молодой человек, пишет автор статьи, по профессии инженер, у него хорошая работа, много друзей, он любит играть в волейбол и ходить в театр. Но с детства его навязчиво преследует одна и та же мысль: без левой ноги его тело было бы более совершенным.
Себастьян, страдающий BIID, еще в детстве собирал вырезки из газет с фотографиями искалеченных на войне солдат без рук или ног, как завороженный следил за соревнованиями параолимпийцев по телевизору. Боясь, что его сочтут сумасшедшим, он никому не рассказывал о своем горячем желании заменить левую конечность протезом.
По мнению экспертов, число людей, страдающих BIID, в мире измеряется тысячами. Известность этот феномен приобрел в 1970-е годы - тогда психолог Джон Мани причислил его к сексуальным расстройствам. Сегодня известно, что не все, страдающие BIID, связывают свое желание с эротическими фантазиями, однако феномен еще плохо изучен, отмечается в статье.
Желание избавиться от какой-то части тела возникает еще в детстве, причина неизвестна. Синдром проявляется в основном у мужчин, причем, как правило, у образованных и успешных в жизни. Медикаментов пока не изобретено, разговоры с психиатром могут только помочь жить с этим желанием. В остальном же, уверяют психиатры, такие пациенты психически здоровы.
Но не многим из них удается смириться: на соответствующих форумах в интернете страдающие BIID обмениваются мыслями по поводу способов достижения желанной цели: "Многие раздумывают над тем, как вынудить врачей пойти на ампутацию: подставить ли конечность под колеса проезжающего поезда, прострелить, отрезать пилой или поместить в емкость с сухим льдом".
В статье упоминается выложенный в интернете видеоролик, на котором запечатлен американский химик, погрузивший обе свои ноги на 6 часов в сухой лед. Сегодня он передвигается на инвалидном кресле - ноги ему ампутировали.
Есть еще одна возможность избавиться от ненавистной конечности: за 10 тысяч долларов (США) в "некой стране в определенной клинике" могут ампутировать все что угодно. У Себастьяна нет таких денег, но, даже если бы и были, он говорит, что не стал бы рисковать жизнью, резюмирует издание.
Новость отредактировал elche27 - 12-04-2011, 20:28
Женщины нередко относятся к своим телам скептически; Хлоя Дженнингс-Уайт, однако, превзошла многих – она искренне ненавидит свои ноги и мечтает когда-нибудь с ними расстаться. Сложное психологическое заболевание не позволяет Хлое воспринимать ноги частью себя самой; Дженнингс-Уайт в прямом смысле слова мечтает стать инвалидом.
Ампутация той или иной части тела – ночной кошмар для многих; речь идет даже не о том, насколько потеря руки или ноги осложнит жизнь человека – людей куда больше волнует чисто психологическая составляющая. Для Хлои Дженнингс-Уайт, однако, возможность расстаться с собственными ногами является мечтой – хотя и несбыточной; Хлоя уже нашла хирурга, способного навсегда её искалечить, однако на данный момент не может позволить себе операцию.
Странное поведение Хлои Дженнингс-Уайт объясняется так называемым синдромом нарушения восприятия целостности тела; страдающие от этого синдрома люди на подсознательном уровне не воспринимают некоторые части своего тела, как часть самих себя. Дженнингс-Уайт страдала от этого синдрома с детских лет; впрочем, о том, как эта болезнь правильно называется, она услышала сравнительно недавно.
Ребенком и подростком Хлоя скрывала ото всех свои странные чувства; лишь наедине с собой она позволяла себе расслабиться и бинтовала собственные ноги – чтобы хотя бы ненадолго почувствовать, что они исчезли. Впервые устроившись в заказанной через Сеть инвалидной коляске, женщина почувствовала себя как никогда хорошо – будто бы она была рождена для того, чтобы жить в кресле-каталке. Хлоя даже подумывала о том, чтоб подстроить несчастный случай – который бы раз и навсегда лишил её ненавистных конечностей; до этого, впрочем, так и не дошло.
Супруга Хлои, Даниэль (Danielle), сначала и не подозревала о необычной мании своей подруги; призналась во всем Дженнингс-Уайт лишь после того, как травма спины позволила ей вполне открыто носить ножные скобы-протезы. Именно во время поисков подходящей модели скоб Хлоя и услышала впервые о синдроме нарушения воспрития целостности тела; после долгих лет Дженнингс-Уайт наконец осознала, что вовсе не является единственной ненормальной, и что от схожих проблем со своим телом страдают сотни людей по всему миру.
Хлоя сумела убедить жену в том, что решение приняла всерьез и жалеть о потерянных ногах не собирается в принципе. Рассказ Хлои изрядно шокировал Даниэль, однако впоследствии она смогла принять странность своей спутницы жизни. С пониманием к решению Дженнингс-Уайт отнеслись и её друзья; увы, некоторые все же сочли Хлою ненормальной – после того, как история женщины стала достоянием общественности, к ней начали приходить письма откровенно агрессивного (вплоть до смертельных угроз) содержания.
Адаптивные возможности человеческой психики небезграничны. Сильные нервные потрясения, хронические депрессии, перенесенное шоковое состояние, осложнения после тяжелых инфекций – все это негативно отражается на деятельности головного мозга, и он начинает работать неправильно. Следствием этого являются одержимость бредовыми идеями, разные виды шизофрении, психозы, нарушение восприятия себя и окружающего мира.
Что такое синдром Котара
Среди тяжелых нервных расстройств особое место занимает бред Котара или синдром живого мертвеца. В медицинской литературе эту редкую патологию называют по-разному. Код по МКБ-10 – F22 Хронические бредовые расстройства. Больные одержимы нигилистическим бредом об отсутствии собственного тела или отдельной его части, они отрицают сам факт своего существования. Больные убеждены, что вокруг них пустота, они мертвы и являются пришельцами из другого мира.
Нервная патология является редкой формой галлюцинаторного бреда, которая сопровождается суицидальным поведением. Пациенты впадают в тяжелую депрессию, теряют интерес к окружающему миру, не следят за собой. Для их состояния типичны вкусовые и обонятельные галлюцинации. Некоторые больные сознательно наносят себе увечья, доказывая, что им не больно. Их идеи отличаются громадностью – закончилась не только их жизнь, погибла вся планета. По мнению некоторых психиатров, это не что иное, как маниакальный бред величия или зеркальный синдром.
Жюль Котар, известный французский невролог, первым в истории психиатрии (1880 год) описал синдром отрицания. Его первая пациентка пребывала в полной уверенности, что она погибла, у нее нет сердца, а вены пустые. Женщина перестала употреблять пищу, пить, отрицала общепринятые ценности и говорила о нависшем над ней проклятии. Врач объединил в одну патологию бредовые мысли о бессмертии, беспокойство, депрессию, меланхолию, нечувствительность к боли. Позднее, описанный синдром, получил имя первооткрывателя.
Причины
Болезнь Котара развивается в любом возрасте (даже у молодых), но чаще встречается у пожилых людей. Женщины в большей степени подвержены проявлению синдрома. Причины возникновения психического расстройства полностью не изучены. Дисфункции лобно-височно-теменных участков коры или дефолт системы головного мозга – причина развития заболевания, как утверждает одна из современных теорий. Эта структура отвечает за когнитивные процессы (познание окружающего мира и себя).
Бред Котара возникает спонтанно или как следствие психических расстройств, тяжелых инфекционных заболеваний, физиологических расстройств. К возможным причинам относят:
- продолжительные тяжелые депрессивные состояния;
- сенильная депрессия (старческая);
- меланхолия;
- постоянные психоэмоциональные перегрузки;
- хронический стресс;
- разные виды шизофрении;
- биполярное расстройство личности;
- психозы;
- деменция (приобретенное слабоумие);
- эпилепсия;
- рассеянный склероз;
- амнезия;
- прогрессивный паралич;
- атеросклероз сосудов головного мозга;
- черепно-мозговые травмы;
- регулярный прием сильных антидепрессантов;
- перенесенные операции;
- новообразования в головном мозге;
- брюшной тиф;
- сильная интоксикация;
- нарушение обмена веществ.
Первые признаки
Беспричинное необъяснимое чувство тревоги – первый признак синдрома живого мертвеца. Далее у человека появляется мысль, что он уже умер, нет мира вокруг. К этим бредовым идеям добавляется ощущение бессмертия, нарушается восприятие размеров собственного тела. Пациенты высказывают мысли, что тело огромно, происходят ужасные превращения с их органами (например, сгнил кишечник), возникают странные галлюцинации (например, сквозь кожу проходит электрический ток).
Симптомы
Проявления психической аномалии разнообразны. Синдром Котара – мультисимптомное заболевание. Идеи, которые высказывают больные, красочно-преувеличенные и имеют тревожно-тоскливый характер. К характерным признакам относятся:
- отрицание собственного существования;
- психомоторное возбуждение;
- патологическое чувство утраты собственного тела или отдельных внутренних органов;
- убежденность, что тело гниет и разлагается;
- патологическое чувство вины;
- снижение болевого порога;
- самоповреждение;
- суицидальные тенденции.
Все патологические проявления можно объединить в несколько групп, которые точно характеризуют больного с синдромом Котара:
- Мания величия. Осознание себя пришельцем, разрушителем, спасителем, сверхсуществом для свершения великих дел в отношении всего человечества, мира, планеты.
- Гипертрофированный нигилизм. Полная уверенность в бессмысленности собственной жизни или существование представляет угрозу для всего человечества.
- Депрессия. Состояние характеризуется постоянной повышенной нервозностью, настороженностью, раздражительностью, обеспокоенностью.
- Галлюцинации (зрительные, слуховые, обонятельные). Пациенты чувствуют запах разлагающегося тела, слышат приказы и угрозы о предстоящих испытаниях, видят чудовищ.
- Двигательные реакции. Ходьба из стороны в сторону, бессвязный поток слов, заламывание рук, закручивание одежды, волос.
Парадоксальность бредовых идей поражает своей противоречивостью:
- Пациент убежден в собственной никчемности, но при этом считает себя посланником с миссией общепланетарного масштаба (послан приносить страдания и болезни, заразить всех людей на земле смертельными болезнями).
- Убеждения в мизерности не только своей жизни, но существования человечества и планеты в целом. По мнению некоторых пациентов, любой прогресс лишен смысла, безуспешен и иррационален. Пациенты уверены, что у них нет сердца, головного мозга, желудка и других жизненно важных органов.
- Наряду с суицидальными проявлениями в больном мозгу уживается мысль о собственном бессмертии. Попытки нанести себе тяжелые увечья (ампутация конечностей, многочисленные резание раны мягких тканей) – попытки убедиться в бессмертии.
- Представления больного о том, что его не существует, облегчают душевные страдания, он свято верит факту свершившийся смерти. Это осложняет лечение, больной не видит в нем никакого смысла, ведь он мертвый.
Формы
На основе накопленных данных о болезни Котара различают три формы заболевания. Они характеризуются разной степенью тяжести:
- Психотическая депрессия. Чувство вины, тревога, подавленность, слуховые галлюцинации – основные симптомы легкой формы заболевания. Болезнь Котара развивается за 1-2 недели, а может длиться несколько лет.
- Нигилистический бред, ипохондрия (постоянное беспокойство о возможном появлении одного или нескольких заболеваний). Средняя форма синдрома отрицания. У больного появляется ненависть к себе. Нанося себе умышленные повреждения, он пытается наказать себя за никчемное существование.
- Маниакальный бред, суицидальное поведение. Тяжелая форма синдрома развивается в результате сильных патологических изменений центральной нервной системы пациента. Он погружается в мир мертвых, бродит по кладбищам, поддерживает связь с потусторонним миром. Человек испытывает тяжелейшие душевные мучения, его преследуют галлюцинации, он совершает попытки самоубийства.
Лечение
Врачи-психиатры на основе беседы с пациентом и его близкими делают первичное заключение о наличии заболевания Котара. Уточняют диагноз с помощью аппаратных методик – компьютерной и магниторезонансной томографии. Эти исследования помогают определить степень патологических изменений в головном мозге. В большинстве случаев больные при первых симптомах заболевания не обращаются за медицинской помощью из-за одержимости идеями ненужности и бессмысленности своего существования.
Своевременно выявить психическую патологию помогают близкие пациента. Лечение опасного синдрома происходит исключительно в условиях стационара под постоянным наблюдением медиков. Это необходимая мера, потому что больные агрессивны, представляют социальную опасность. Для восстановления психического здоровья пациента используются специальные лекарственные препараты, электрошоковый метод (как один из способов неотложной помощи), психотерапия. Комбинации методов более эффективны.
Медикаментозное лечение
Психиатр подбирает пациенту медикаментозные средства с учетом тяжести течении бреда Котара, общего состояния, индивидуальных особенностей, наличия других психических заболеваний. Используются препараты нескольких групп. Их фармакологическое действие направлено на устранение очага бреда. Для этого применяются следующие препараты:
- Антидепрессанты – Мелипрамин, Амитриптилин, Феварин. Амитриптилин используют в виде внутримышечных и внутривенных инъекций 3-4 раза в день. Дозировка препарата повышается постепенно, максимальное суточное количество – 150 мг. Через 1-2 недели инъекции Амитриптилина заменяют таблетками. К побочному действию относятся запоры, гипертермия (перегревание, накопление избыточного тепла в организме), повышение внутриглазного давления, нечеткость зрения.
- Антипсихотические (нейролептики) – Тизерцин, Рисполепт, Галоперидол, Арипризол, Аминазин. Для снижения двигательного и речевого возбуждения при шизофрении, паранойе, галлюцинациях применяют Аминазин (драже или раствор для инъекций). Начальная суточная доза составляет 0,025-0,075, максимальная – 0,3-0,6 г. Это количество дробят на несколько приемов. Дозировка 0,7-1 г назначается пациентам с хроническим бредом и психомоторным возбуждением. К побочным эффектам относятся безразличие, нарушение зрения и терморегуляции, судороги, тахикардия, аллергические реакции.
- Анксиолитики (транквилизаторы) – Афобазол, Грандаксин, Фензепам, Диазепам, Элениум, Реланиум, Стрезам. Уменьшают возбудимость подкорковых областей головного мозга, которые отвечают за эмоциональное состояние. Известно три поколения препаратов этой группы. Стрезам – препарат нового поколения. Стабилизирует состояние при тревожных расстройствах, хорошо сочетается с препаратами других групп. Не вызывает заторможенности и сонливости.
На “Медузе” вышел очень большой и крутой материал Саши Сулим про людей с BIID – синдромом нарушения целостности восприятия собственного тела. Это крайне редкое расстройство, при котором человек начинает считать, что его/её тело нуждается в ампутации конечности. При этом речь не идёт о каких-то проявлениях шизофрении или иного тяжёлого заболевания – скорее уместна аналогия с гендерной дисфорией.
И этот материал ставит перед нами вопрос: а насколько далеко можно зайти в поддержке своего или чужого желания привести тело в соответствии с некой плохо понимаемой извне идентичностью? Сегодня мы считаем, что трансгендерам можно совершать переход, предполагающий как гормональную терапию, так и ряд операций – однако это только та аналогия, которая приходит на ум первой в силу своей очевидности. Вопрос “можно ли человеку менять своё тело странным с точки зрения окружающих образом” куда более масштабен и одними трансгендерными людьми вкупе с ваннаби он не ограничивается. Как минимум есть пластическая хирургия, которая в общем-то отличается только масштабами: если мы допускаем ломание ног с последующим их вытягиванием ради соответствия стандартам внешности, то где принципиальная грань с ампутацией той же ноги ради некой плохо формализуемого чувства внутренней идентичности?
Многие идут на диеты и усиленные тренировки, которые могут иметь столь же негативные последствия для здоровья, что и ампутация конечности. Практически весь большой спорт связан и с повышенным риском травм, и с постоянными повреждениями. Есть профессиональные заболевания и небезопасный труд. Есть, в конце концов, курение: в разы повышающее риск рака лёгких и риски преждевременной смертности от кучи других причин. Когда мы осуждаем тех, кто хочет самостоятельно отрезать себе ногу и одновременно закрываем глаза на нарушения техники безопасности при работе, непристёгнутые ремни безопасности и курение – мы не слишком-то рациональны. Я не пишу “неправильны”, но призываю задуматься – что на самом деле отталкивает в идее добровольно подвергнуть своё тело калечащему вмешательству?
С моей точки зрения, отношение людей к сохранению тела в целом довольно наплевательское. Есть совершенно обыденные и укоренившиеся в нашей культуре практики и традиции самоповреждения. При курении ущерб оказывается замаскирован отложенностью последствий, а сама практика оказывается встроена в социальные ритуалы и оправдана действием никотина: ровно то же самое, только в более экстремальной форме, можно видеть на примерах употребления инъекционных наркотиков от опиатов до жутких веществ вроде печально известного “крокодила” или толчёного коаксила (изначально неплохого антидепрессанта). Общество и государство сейчас осуждает наркотики, но, если уж пытаться рассуждать рационально, табак это тоже психоактивное вещество с большими побочными эффектами. Табак лишь появился раньше и успел прижиться в культуре: равно как и алкоголь, который в общем-то уносит больше жизней, чем MDMA, LSD, амфетамин и кокаин вместе взятые.
При нарушениях техники безопасности риск получения травм опять-таки оказывается либо вероятностен и отложен, как с раком лёгких при курении, либо уступает перед социальным давлением, которое требует “быть мужиком и эффективным работником”. Всё это описано ещё на примере французских фабричных рабочих в XIX веке, те тоже пренебрегали защитной одеждой и кожухами на приводных ремнях. В капиталистических отношениях, а равно в системе советского хозяйствования (вот недавно в архиве исторических снимков нашла характерный пример) готовность жертвовать своим телом во имя некоего дела становилась самоцелью – вопреки всяким рациональным соображениям и даже когда работодателям становилось невыгодно экономить на безопасности. А небрежение тревожными симптомами, доходящее до того, что люди, прекрасно осведомлённые о всех рисках, приходят на приём к онкологу с меланомой массой несколько килограмм, например? Когда нам кажется, что “обычные люди” себя не калечат, то это обманчивое впечатление.
Жертва телом “ради дела”, небрежение в слепой вере “само пройдёт” или ради сиюминутных ритуалов и небольших выгод считается в наши дни оправданной. Пластическая хирургия, покуда она меняет тело в сторону “идеала” – тоже вполне приемлема, хотя зачастую уже осуждается как “блажь”. Практика калечащих операций на женских гениталиях или ритуального шрамирования/выбивания зубов при обряде инициации, бинтование ног девочкам в Китае или сдавливание черепов детей у целого ряда разных народов – тоже существовали на протяжении тысяч лет, являя другой пример “калеченья в рамках нормы”.
Отдельно хочется проговорить и реакции типа той, что была высказана одним из читателей в чате “Медузы” с обсуждением материала (по правилам редакции чат самоуничтожается через сутки, так что ссылку, увы, не дам):
Я себя считаю прогрессивным человеком (иногда даже слишком), но за такое надо бить и героев статьи, и автора. Ни к чему не призываю, ничего не разжигаю.