Фернан Бродель: жизнь и труды. Ф. бродель об истории материальной культуры Фернан бродель вклад в экономическую историю
Фернан Бродель (фр. Fernand Braudel; 24 августа 1902 года - 27 ноября 1985 года) - известный французский историк. Произвёл революцию в исторической науке своим предложением учитывать экономические и географические факторы при анализе исторического процесса. Яркий представитель французской историографической школы «Анналов», занимавшейся доскональным изучением исторических феноменов в социальных науках. Исследуя зарождение системы капитализма, стал одним из основоположников мир-системной теории.
Биография
Родился в семье учителя математики в небольшой деревне Люмевиль-ан-Орнуа близ немецкой границы в Лотарингии. Крестьянское детство сыграло свою роль в формировании его мировоззрения. В 1909 году поступил в начальную школу в парижском предместье Мериель, где учился с будущим актёром Жаном Габеном, а затем - в лицей Вольтера в Париже.
Высшее образование получал в Сорбонне на гуманитарном факультете. «Как и всех левых студентов того времени», его привлекала Великая французская революция, и в качестве темы дипломной работы он избрал революционные события в самом близком к его родной деревне городке Бар-ле-Дюк. Следующее десятилетие он провёл преподавателем истории в колледже в Алжире, с перерывом на службу в армии в 1925-1926 годах. Годы в Алжире имели большое значения для определения его творчества. В 1928 году он опубликовал свою первую статью.
В 1932 году он вернулся в Париж преподавать в лицее Кондорсе, а затем в лицее Генриха IV. В это время он познакомился со своим коллегой Люсьеном Февром. Уже в 1935 году его и антрополога Клода Леви-Стросса пригласили преподавать в только что созданном Университете Сан-Паулу в Бразилии, и Бродель провёл там три года.
В начале Второй мировой войны, как лейтенант запаса он был мобилизован и отправился на фронт в артиллерийскую часть. Приняв участие в боях, уже после подписания перемирия летом 1940 года вместе с остатками своей воинской части попал в плен, в котором провёл почти пять лет - вначале в лагере для военнопленных офицеров в Майнце, а с 1942 года - в лагере особого режима в Любеке.
В 1947 году защитил диссертацию. С 1948 года Бродель руководил французским Центром исторических исследований. В 1949 году стал профессором Коллеж де Франс, заняв кафедру современной цивилизации, также возглавил жюри по защите исторических диссертаций. В 1956-1972 годах заведовал VIй секцией («Экономические и социальные науки») в Практической школе высших исследований. После смерти Л. Февра в 1956 году также занимал должность редактора в журнале «Annales, Economies, Socits, Civilisations» (фактически - до 1970 года). Член-корреспондент Британской академии (1962). Почётный доктор университетов Брюсселя, Оксфорда, Женевы, Кембриджа, Лондона, Чикаго и др.
В 1949 году вышла в свет его книга «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II», вызвавшая разноречивые отклики среди коллег-историков. Этот серьёзный труд демонстрирует отношение автора к географии, социальной и экономической истории региона как к важным компонентам в историческом анализе, приуменьшая, таким образом, роль событий и персоналий. На историка оказал большое влияние Люсьен Февр, один из непосредственных основателей школы «Анналов».
Самой известной работой Броделя считается его трёхтомник «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.», вышедший в свет в 1979 году, посвящённая переходу от феодализма к капитализму. Это широкомасштабное исследование доиндустриального мира, в мельчайших деталях показывающее, как функционировали экономики европейских (и не только) стран в данный исторический период. Особенно подробно в нём характеризуются развитие торговли и денежное обращение, много внимания уделяется также влиянию географической среды на социальные процессы.
Бродель - известный сторонник и пропагандист междисциплинарного подхода.
Теория истории
Как пишет Ю. Н. Афанасьев, «Броделевское видение истории определялось прежде всего стремлением понять людские свершения и сделать их понятными для других». Бродель концептуализировал категорию исторического времени, которую рассматривал как внутренне неоднородную, разделяя «историческое время» на следующие уровни: Во-первых, короткое время, время смены событий, главным образом политических. Во-вторых, время средней длительности или циклическое время, описывающее циклы подъёмов и спадов значимых социальных и культурных процессов (экономических, миграционных, демографических и т. д.) В-третьих, длительное время (longue dure) - время, характеризующее крупные структуры совместного существования людей, которые поддерживают целостность больших социокультурных образований (цивилизаций).
Короткое время относится к событиям в повседневной жизни людей. Яркими примерами служат, например, газетные хроники, описывающие пожары, катастрофы, преступления, цены на зерно и т. п. Хотя такие явления и имеют значимость для историка, исследования истории к ним не сводятся. История не есть просто совокупность событий, для анализа используется волнообразная (конъюнктурная) методика, которая позволяет изучать время longue dure. Само понятие longue dure выделяет историю среди других гуманитарных наук, поскольку описывает единство, непрерывность, целостность истории человечества, учитывая разные направления изменений. Динамику человеческой жизни в полном объёме можно увидеть, если рассматривать её через аспекты внутри «медленной» истории.
Работы
- 1949 - La Mditerrane et le Monde Mditerranen a l"poque de Philippe II (3 тома , 1 изд.; 2-е изд. 1966; Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II):
- 1969 - Ecrits sur l’Histoire, т. 1 . - ISBN 2-08-081023-5.
- 1979 - Civilisation matrielle, conomie et capitalisme, XVe-XVIIIe sicle (Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.):
- 1985 - La Dynamique du Capitalisme. - ISBN 2-08-081192-4.
- 1986 - L’identit de la France (3 тома).
- 1990 - Ecrits sur l’Histoire, т. 2 . - ISBN 2-08-081304-8.
- 1993 - Grammaire des civilisations. - ISBN 2-08-081285-8.
- 1998 - Les mmoires de la Mditerrane.
Французский историк, предложивший новую модель / парадигму изучения истории, в которой учитывается много макропараметров: географических, социальных, экономических и уменьшена – по сравнению с традиционными работами других историков – роль отдельных событий и личностей…
Находясь в немецком лагере для военнопленных с 1940 по 1945 годы, Фернан Бродель, частично по памяти, пишет книгу: Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II / La Mediterranee et le monde mediterraneen a 1"epoque de Philippe II, которая в 1947 году была защищена в качестве диссертации.
«Надо сказать, не все немецкие концлагеря были похожими на Дахау и Бухенвальд.
Французские офицеры сидели в более приличных условиях. Они содержались в бывших немецких казармах, не голодали и даже не работали. Курорт!
Военнопленным разрешалось не только при желании читать и писать, - они сами предложили немцам организовать в лагере университет для военнопленных, и культурные немцы с этим предложением согласились. Из самых образованных пленных был сформирован преподавательский состав, в который, разумеется, был включён и Бродель. Причём он не просто читал лекции «студентам», но был избран ректором этого «университетам. Видимо, потому, что прекрасно владел немецким.
Охранники концлагеря так и обращались к нему: «господин ректор».
Броделю разрешалось заказывать книги из Майнцского университета.
Эти книги плюс огромный багаж исторических знаний, накопленных к тому времени, и позволили ему завершить свой фундаментальный труд толщиной в 1600
страниц. По сути, время отсидки в концлагере оказалось для Броделя «Болдинской осенью». По его признанию, именно война и несвобода послужили толчком к дальнейшей эволюции взглядов учёного на историю. То есть к тому перевороту, который он позже произвёл в исторической науке.
Это было реакцией «на то трагическое время, в которое я жил, - писал Бродель
. - Мне надо было отбросить, отвергнуть, перешагнуть через все те события... Долой событие, особенно тягостное! Мне необходимо было верить, что история, судьбы человечества свершаются на значительно более глубоком уровне. Выбрать в качестве отправного пункта для наблюдений долговременный масштаб - значит оказаться как бы на месте самого Бога-отца и там найти убежище».
И Бродель сделал это, перешагнул за рамки собственно истории и положил начало «геоистории».
Как изучали историю до Броделя? (Впрочем, и сейчас её изучают так же - и в школе, и в институте, ибо насовсем вытолкать инерционную телегу исторической науки из замшелой колеи Броделю не удалось.)
Историю у нас преподают и изучают как череду событий и действующих персоналки.
Мол, тогда-то и тогда-то случились такие-то события. В них действовали такие-то люди и принимались такие-то решения. Но почему они случились? Могли ли они не случиться? А если бы действующими лицами на исторической арене были совсем другие люди, насколько сильно изменилась бы история? Изменилась не событийно, разумеется, а по существу, то есть с точки зрения больших временных масштабов?..
Именно Бродель ввёл в историческую науку новый термин - «время большой длительности».
По сути, Бродель изменил сам предмет исторической науки!
Если до него история изучала политические события (Великая Французская революция со всеми действующими лицами) или крутилась вокруг какой-то страны (история России), то Бродель взлетел выше и предложил: а давайте посмотрим на это политическое мельтешение с другой точки зрения - с точки зрения экономики, демографии, географии…
При таком подходе предметом исследования уже оказываются не отдельные страны, люди и цепочки политических событий, а совсем иные реальности, у которых ранее и названия-то не было, - некие устойчивые экономико-географические «организмы», существующие довольно длительные эпохи.
Самым внимательным образом Бродель изучал экономический организм Венеции XVI века, паутину морской торговли в Средиземноморье на основе сохранившихся инвентарных и бухгалтерских книг Рагузы (Дубровник), производство риса в Китае за несколько столетий.
И всё больше и больше приходил к выводу: личность - ничто, личность может тормозить или ускорять исторические события, но не может их в корне изменить.
Есть некое русло, по которому течёт река истории. И в пределах этой реки капитаны судов могут выбирать тот или иной курс и даже посадить свой корабль на мель».
Никонов А.П., Кризисы в истории цивилизации. Вчера, сегодня и всегда, М., «Энас»; СПб, «Питер», 2011 г., с. 228-230.
В 1958 выходит его методологическая статья: История и социальные науки: время большой длительности / Histoire et Sciences sociales: La longue durée. Автор вводит в историю новое понятие: время больших длительностей / La longue durée для учёта изменения демографических, экономических и социальных процессов, следствием которых и являются отдельные исторические события.
«Мне бы хотелось, чтобы специалисты в области общественных наук видели в истории исключительное средство познания и исследования. Разве настоящее не находится более чем наполовину во власти прошлого, упорно стремящегося выжить? И разве не представляет прошлое посредством своих закономерностей, своих различий и своих сходств ключ, необходимый для всякого серьёзного понимания настоящего?»
Фернан Бродель, Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV- XVIII века, в 3-х томах, Том З, Время мира, М., «Прогресс», 1992 г., с. 11.
С 1962 года - Фернан Бродель главный администратор созданного по его инициативе научного центра и библиотеки под названием: Дом наук о человеке / Maison des sciences de l"homme.
К 1979 году выходит в трёх томах самая известная работа Фернана Броделя : Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII века / Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe - XVIIIe siècle.
На Фернана Броделя оказали влияние идеи Марка Блока; Люсьена Февра и редколлегии журнала: Анналы экономической и социальной истории» / Annales d"histoire économique et sociale.
В свою очередь, методология изучения исторического процесса по Фернану Броделя , повлияла на труды многих современных историков.
Высшая слава школы анналов. Она стала наиболее крупной в мире.
Бродель стал во главе этой школы и при жизни получил большое признание. Он был почетным доктором многих университетов (Кембридж, Оксфорд), в Чикагском университете был создан Научный исследовательский центр имени Броделя.
На рубеже 70-х годов произошло свержение короля Броделя. Во главе журнала «Анналы» стала коллегия. Хотя он и был членом редколлегии журнала, фактически отошел от работы, т.к. они практически отошли от идеи синтеза, началось развитие идеи постмодернизма.
Бродель - это второй этап школы анналов.
Его работы - были работы без персонажей. Его упрекали в экономическом и историческом детерминизме. Бродель отличался по своей направленности исследований от Блока и Февра.
Бродель родился в семье математика в маленькой деревушке на севере Франции. Бродель отдал предпочтение состояниям, длительным процессам, а не конкретным событиям.
Бродель учился в Париже. Закончил лицей Вольтера, затем Сорбонну. По окончании Сорбонны уехал в Алжир во французскую колонию, и преподавал здесь. Его очаровало средиземноморье, и у него созрел замысел связать свою первую работу со средиземноморьем. Как наследник Сорбонны: «Филипп 2. Испания. Средиземноморье». Бродель вступил в переписку с Февром. В итоге на первое место в этой работе вышел не Филипп 2, а средиземноморье. В середине 30-х работа над книгой прервалась, поскольку Броделя пригласили в Бразилию, где преподавал в университете Сан-Паулу. Там он познакомился с Леви-Строссом (классик структурологической антропологии).
На обратном пути из Бразилии в Европу Бродель пересекся с Февром. Закончилось все дружбой. Февр стал рассматривать Броделя как своего наследника. В 1938 году Бродель получает направление в практическую школу высших исследований в Париже. Здесь он завершает подготовительный этап своей книги. Но начинается война, Бродель идет на службу и попадает в плен. Бродель в течение всего времени продолжает писать книгу. Писал по памяти и посылал черновики Февру. В 1949 году публикует книгу, которая стала сенсационной.
Эта книга была своеобразным ответом на Освальда Шпенглера. Кризис - это падение, это регулярно повторяющееся в истории. Кризис - это регулярное явление цивилизации, за этим неизбежно следует стабильность. В итоге происходит нормальное развитие, которое не приводит человечество в тупик.
16 век по Броделю - век равновесия, когда только означились признаки заката средиземноморья.
На страницах своей работы Бродель нарисовал широкую панораму жизни народов, окружающих средиземноморья во второй половине 16 века. Жизнь, которую автор пытался показать во всей ее целостности. Целостность судеб природы и человека. Книга распадается на три части, в соответствии с тем ритмом движения истории, который Бродель считал правильным.
Роль среды.
Коллективные судьбы и общее движение.
События, политика и люди.
Первая часть посвящена почти неподвижной истории - история человека в его взаимоотношениях с окружающей средой. Как правило это повторяющиеся однообразные циклы.
Поверх этой истории располагается история в медленном ритме. Медленная история - это история структур - социальная история; история групп, история коллективов.
Третья - быстрая, событийная история. Это история не в общечеловеческом, а в индивидуальном течении. Это мир страстей, событий, смысл которых можно понять только в большой перспективе.
Т.о. у Броделя есть время географическое, социальное и индивидуальное.
Непрерывная связь истории и пространства в их взаимодействии, их взаимовлиянии. Пространство олицетворяется в средиземноморье. Соответственно с описания людей, обитавших средиземноморье, начинается описание. Но о географической среде писали и до Броделя. Но у Броделя географическая среда - это не просто фон или условие, а то, что активно взаимодействует. В первую очередь речь идет о море - оно становится историческим персонажем, который непосредственно влияет на жизнь. 1) Бродель обратился к геологии, океанологии, географии. Но к географической среде Бродель подходит не как природовед, а как историк. Все сведения, касающиеся средиземноморья временной характер. Т.е. каждый раз указывается, что это средиземноморье именно 16 века. 2) географическая среда - это не безусловный фактор, который подчиняет себе человека. Напротив, Бродель подчеркивает, что среда и исторический человек взаимно дополняют и изменяют друг друга. Значительная часть усилий человека того времени, как раз направлено на получение господства над природой. Средиземноморье - это не география; цельность средиземноморья обеспечивается не морем, а населяющими его народами. Его интересует как море соединило в одно целое народы.
Сочетание среды и процессов и является фундаментом для событийной истории. Здесь мы видим войны, политические портреты, интриги. Бродель приходит к выводу, что реальная история совершается одновременно на нескольких этажах-уровнях, которые между собой взаимосвязаны.
В результате этой работы популярность Броделя стала не только общефранцузской, но и общеевропейской.
Бродель наследует все посты Февра.
В 1962 году правительство назначает его главой «Дома наук о человеке».
Новый мир - почему же не новая история. С точки зрения Броделя, новая история должна была стать фундаментальной объясняющей наукой, объясняющей закономерности. Для этого история должна опираться на данные всех смежных наук о человеке, об обществе. Отсюда является идея междисциплинарного подхода. Бродель говорил, что история должна занимать интегрирующее, главенствующее положение.
Предмет исторических исследований - время, большой протяженности. На коротких промежутках времени нельзя понять истории.
Есть множественность скоростей социального времени. В теоретическом плане эта теория множественности скоростей была раскрыта в журнале История и общественные науки в статье «Историческая длительность» (1958). В этой статье Бродель говорит о трех скоростях - короткая, средняя и долгая. Они соразмерны друг другу, поскольку измеряются в разном масштабе.
Вся основная масса историков до этого занималась историей событий (выполняли функцию журналистов, социологов, и т.д.), а не историей длительности.
Новая история - это история социальная и экономическая, которая протекает в среднем и длительном времени.
Динамические структуры нельзя понять в коротком времени. Нужно, чтобы представители социологии и т.д. овладели языком истории.
Для того, чтобы изучать производство, демографические процессы, необходимы длительные временные масштабы. Не менее, чем среднее время. Но особенно важны сверхциклы, которые охватывают столетия. Это такие циклы, как рост и падение цен. Все великие структуры в мире обладают своим собственным ритмом жизни. Наука история будет только тогда эффективной, когда сможет охватить эти циклы. Центральное место в новой истории Бродель уделяет понятию «структура». Под структурой понимается организация, порядок, система достаточно устойчивых отношений между социальной реальностью и массой. Структура господствует во всех долговременных процессах.
Структура является опорой и препятствием исторического движения.
Можно отказаться от традиций, но при этом рухнуть в пропасть.
В этой теории явно прослеживается пренебрежением коротким временем. Явное противопоставление структур и событий. Процессы сотканы из отдельных событий. Вряд ли можно понять процесс, относясь пренебрежительно к событиям.
Обобщение идей Броделя получило в книге «Материальные цивилизации. Экономика и капитализм в 15 - 17 веках». 3 тома.
Сама экономика в первую очередь раскрывается через эту сферу. Все три тома пронизывает центральная тема перехода от одной экономической системы к другой. Бродель ставит вопрос - почему старый режим достигнув какого-то предела распадается? Почему в период своего развития феодальное общество распадается, и далее почему это распад приводит к выгоде небольшой части населения - европейцев?
- 3 этажей экономического развития.
- 1-й этаж: материальная жизнь или цивилизация.
- 2-й этаж, достаточно прозрачный - механизм рынка.
- 3-й этаж: активные иерархические социальные структуры (надстройка). Этот этаж активно искажает в свою пользу обмен, расшатывает порядок в своих интересах. Этаж весьма непрозрачен.
- 1-й том - структура повседневности (возможное и невозможное); 2 том - игры обмена; 3-й - время мира.
Бродель умер как экс-король истории. Ко времени его смерти в истории торжествовали другие тенденции. Уже произошел отказ от идеи глобальной истории. на первое место выдвинулась микроистория.
Фернан Бродель
Бродель (Braudel) Фернан (4 августа 1902, Люневиль, Мёз - 28 ноября 1985, Париж) - французский историк, социальный мыслитель, один из основателей новой парадигмы современной исторической науки. Закончил Сорбонну (1923). Участвовал во 2-й мировой войне, в 1940-1945 годы был в плену. В 1947 защитил диссертацию. В 1946 году стал одним из основателей журнала «Анналы». С 1949 возглавлял кафедру современной цивилизации в Коллеж де Франс. С 1962 года администратор Дома наук о человеке. Предложил новую методологию синтеза социальных наук, выделив структуры социального времени. Критикуя традиционную историографию, основанную на описании исторических событий, измеряемых короткими хронологическими единицами, Бродель вводит понятие «времени больших длительностей» (la longue duree). Именно с помощью этого понятия историческое исследование может сделать своим предметом демографические процессы, изменения экономических и социальных конъюнктур, цикличные колебания производства, обмена и потребления. Субъектом истории при подобном подходе оказываются не отдельные исторические индивиды, а медленно изменяющиеся во времени структуры - «системы достаточно устойчивых отношений между социальной реальностью и массами». Выделение нового измерения истории и специфического исторического субъекта в виде структур позволило Броделю создать оригинальную модель исторического исследования, широко используемую историками во 2-й половине 20 века. Сначала рассматриваются географические, демографические, агротехнические, производственные и потребительские условия материальной жизни, или, как называет их Бродель, «структуры повседневности». Затем анализируются собственно экономические структуры общества, связанные со сферой обмена (рынки и ярмарки, биржи и кредиты, торговля и промышленность) и возникающие на их основе социальные структуры, начиная с простейших торговых иерархий и заканчивая, если того требует предмет исследования, государством. Наконец, в последней части исследования показывается, как в результате взаимодействия выявленных ранее структур возникает собственно предмет исследования, будь то мир экономики современного капитализма («Материальная цивилизация, экономика и капитализм», 1992) или современная Франция («Что такое Франция?», 1997).
Ф. Н. Блюхер
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 311.
Бродель (Braudel), Фернан (p. 24.VIII.1902) - французский историк, руководитель французского Центра исторических исследований, проф. Коллеж де Франс, заведующий VI секцией "Экономич. и социальные науки" в Ecole pratique des Hautes Études, редактор журнала "Annales Economies, Sociétés, Civilisations". Наиболее значительная работа Броделя "Средиземное море и средиземноморский мир во времена Филиппа II" ("La Méditerranée et le monde méditerranéen а l"époque de Philippe II", 1949) содержит большой материал по географии, экономике и истории Юго-Западной Европы во 2-й половине 16 века, особенно интересны данные о торговле и денежного обращении. В методологических вопросах Бродель во многом следует за Л. Февром. Он исходит из необходимости познания закономерностей общественного развития, придает большое значение явлениям экономики. Выступая за широкое использование в исторических исследованиях материала ряда смежных наук (географии, демографии, психологии и др.), Бродель иногда переоценивает их роль в процессе исторического познания. В частности, преувеличение Броделем влияния географической среды приводит его на позиции так называемой "геоистории". Переоценивает Бродель также значение в развитии общества торговли, движения спроса и предложения.
Ю. Л. Бессмертный. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 2. БААЛ - ВАШИНГТОН. 1962.
Сочинения: Navires et marchandises а l"entrée du port de Livourne (1547-1611), R., 1951 (совм. с R. Romano); Les responsabilités de l"histoire, "Cahiers internationaux de sociologie", 1951, v. 10, р. 3-18; Histoire et sciences sociales. La longue durée, "Annales. E. S. С.", 1958, No 4, р. 725-753.
Бродель (Braudel) Фернан (1902-1985) - французский историк-мидиевист, представитель школы "Анналов", возглавивший редколлегию журнала "Анналы: экономики, общества, цивилизации" в 1956. Окончил лицей Вольтера и Сорбонну. С начала 1920-х до середины 1930-х Б. - преподаватель одного из лицеев в Алжире (первая научная статья - "Испанцы в Северной Африке" - была опубликована в 1928). С 1949 - заведующий кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс, председатель жюри по защите диссертаций по истории. Главный администратор созданного по его инициативе "Дома наук о человеке" (с 1962). Почетный доктор университетов Брюсселя, Оксфорда, Мадрида, Женевы, Варшавы, Кембриджа, Лондона, Чикаго. Основные сочинения: "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв." (в 3-х томах, 1979; т. 1 был издан в 1967), "Средиземноморье и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II" (1949), "История и социальные науки. Длительная временная протяженность" (1958), "Записки об истории" (сборник статей, 1969) и др.
Главными характеристиками понимания истории по Б. выступают определенная "конфронтация" географии и собственно истории (главный "персонаж" исторического исследования у Б., как правило, - географический ареал), а также весьма своеобычная диалектика пространства - времени, находящая свое выражение в идеях эшелонированности исторической действительности и циклического характера эволюции общества. Б. полагал правомерным рассмотрение исторической реальности в разных преломлениях, помещая быстротечные событийно-политические феномены на ее верхний уровень, долговременные социально-экономические тенденции - на средний, и, наконец, вневременные природно-географические константы - на нижний.
Теория о множественности времен в истории (предшественником Б. в которой выступал Г.Гурвич) постулировала таким образом наличие трех основополагающих типов длительности, присущих разным уровням исторической реальности: а) "время чрезвычайно большой протяженности", протекающее на природном (время природных ритмов) и макроэкономическом (время экономических структур) уровнях и "как бы неподвижное"; 6) время больших "циклов" и хозяйственных "конъюнктур" (длящееся в социальной сфере); в) краткое и "нервное" время "короткого дыхания" - время событий. Человеческая свобода оказывается, по мнению Б., не более чем "пеной" на поверхности "океана" неподвижных "структур". Анализируя в традициях "Анналов" течение "глобальной истории", Б. вычленяет в ее границах экономическую, социальную, политическую и культурную "системы", включающие в себя далее ряд "подсистем". По Б., "согласно этой схеме, глобальная история (или, лучше сказать, история, имеющая тенденцию к глобальности, стремящаяся к тотальности, но никогда не могущая стать таковой) - это исследование по меньшей мере этих четырех систем самих по себе, потом в их взаимоотношениях, в их взаимозависимости, их чешуйчатости". Реконструкция глобальной истории являет собой у Б. уяснение динамики взаимосвязанных уровней исторической действительности, которая осуществляется не в форме их единонаправленной, синхронизированной и равноускоренной эволюции, а представляет неравномерные и смещенные во времени движения, поскольку каждой исторической реальности свойственен собственный специфический временной ритм. (Применительно к исследованию "Средиземноморье и мир Средиземноморья в эпоху Филиппа II" Б. отмечал: "единственная проблема, которую мне нужно было решить, заключалась в том, чтобы показать, как разные времена движутся с разной скоростью".)
Легитимизировав в научном обороте исторической науки понятие "длительная временная протяженность" (longue duree), Б. подчеркивал, что главной сферой его исследовательских интересов является "почти неподвижная история людей в их тесной взаимосвязи с землей, по которой они ходят и которая их кормит; история беспрерывно повторяющегося диалога человека с природой... столь упорного, как если бы он был вне досягаемости для ущерба и ударов, наносимых временем". Осуществляя в ставшем классическим исследовании "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв." детальный анализ трех пластов экономической жизни человечества (материальной повседневности, рыночной экономики и капитализма) в их эволюции, Б. пытался ответить на вопрос, сформулированный в первом издании первого тома книги в 1967: "...каким образом тот строй, та сложная система существования, которая ассоциируется с понятием Старого порядка... могла прийти в негодность, разорваться; как стало возможным выйти за ее пределы... Как был пробит, как мог быть пробит потолок? И почему лишь в пользу некоторых, оказавшихся среди привилегированных на всей планете?" Архитектоника монументального труда Б. оказывается созвучной его трактовке природы и сущности общественных процессов, имевших место в данный исторический период.
Первый том был посвящен рассмотрению структур повседневной жизни людей, которые, согласно Б., выступали в качестве "правил, которые слишком долго удерживали мир в довольно трудно объяснимой стабильности". Содержание второго тома демонстрировало процессы сосуществования и постепенного взаимопроникновения структур рыночной экономики, с одной стороны, противостоявшей, по Б., "массиву инфраэкономики", т.е. материальной повседневной жизни людей (питание, одежда, жилище, техника, деньги), - с другой. Приметы же капитализма в этот период Б. усматривал в спекулятивных операциях, торговле на дальние расстояния и процедурах банковских кредитов. Третий том излагал возможные подходы к проблеме организации истории мира во времени и пространстве: эксплицировались механизмы чередования (на протяжении пяти или шести веков) господства определенных экономически автономных регионов планеты (Венеция, Генуя, Англия и т.д.). Исторические изыскания Б. не только (в известной степени вопреки "историко-психологическому духу" "Анналов") продемонстрировали возможность создания экономически-центрированной, однако при этом полифакторной истории общества, но и явились образцом сочетания классических традиций системной философии истории и новаторских интеллектуальных методик и приемов второй половины 20 в. (См. также "Анналов" школа.)
А.А. Грицанов
Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический справочник ХРОНОСа).
Исторические лица Франции (биографический указатель).
Историки (биографический справочник).
Сочинения:
La Mediterranee et le monde mediterraneen a l"epoque de Philippe II. P., 1949;
Что такое Франция? M., 1997;
Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. М., 1992.
Бродель Фернан (Braudel, Fernand) (1902-1985). Французский историк и организатор науки. Фернан Бродель родился 24 августа 1902 в Люмевилле (Lumeville) (департамент Мейс), недалеко от Вердена. Сын сельского учителя, он провел детство в деревне, на ферме своей бабушки. В 1908 семья переехала в Париж. В 1913-1920 Бродель учился в Вольтеровском лицее, затем поступил в Сорбонну, которую окончил в 1923. Он надеялся получить должность преподавателя высшей школы в Бар-ле-Дюк (Bar-le-Duc), городке, недалеко от родного дома, но эти надежды не оправдались. В 1923 отправился в Алжир, который был тогда французской колонией, и стал преподавателем истории сначала в Константине (Constantine), а затем в лицее г.Алжир (Algiers). Там он работал до 1932 и там же встретил свою будущую жену, Паулу. В тот же период (1925-1926) Бродель прошел военную службу в группе оккупационных французских войск в Германии.
Однако он стремился к научной карьере. Вопреки рекомендациям профессуры Сорбонны, которая советовала посвятить его докторскую диссертацию истории Германии, он занялся изучением прошлого Испании. Уже летом 1927 Бродель проводит свои изыскания в архивах и библиотеках Саламанки (Испания), собирая исторический материал для диссертацииФилипп II, Испания и Средиземноморье. Кроме того, он посещает другие места Средиземноморья, в частности, в 1934 - Дубровник (Югославия), где, по его словам, собственными глазами видит XVI век.
В 1932 Бродель начинает преподавать в Париже. В это же время зарождается его дружба и сотрудничество с Люсьеном Февром (1878-1956), профессором истории Коллеж де Франс (College de France). Дальнейшая судьба Броделя крепко связана с Люсьеном Февром и его журналом «Анналы экономической и социальной истории» (Annales d"histoire économique et sociale), который Февр и Марк Блок организовали в 1929. Общая направленность журнала подвергала пересмотру тематику, исследовательские методы и само понимание предмета исторической науки. Февр взывал к «другой истории», включающей в себя не только истории войн и воцарений на престолах, но и изучение всех сторон обыденной жизни человека в межвоенные периоды.
В 1935 Бродель уехал в Бразилию, где ему предложили должность профессора университета в Сан-Паоло. В 1937 он возвращается во Францию, и в следующем году приступает к работе в Практической школе высших исследований (Ecole Pratique des Hautes Etudes) в Париже. Его дружба с Люсьеном Февром крепнет, и Бродель решает написать под руководством Февра книгу о средневековом Средиземноморье. Но война помешала этим планам.
В 1939 Бродель вступает в французскую армию. В 1940 попадает в плен и проводит следующие пять лет в лагерях для военнопленных, сначала в Майнце, затем, с 1943, в концлагере строгого режима на балтийском побережье (недалеко от Любека). В плену им написан труд Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II (La Méditerranée et le monde méditerranéen à l"époque de Philippe II), который в 1947 был защищен в качестве диссертации, а в 1949 вышел в свет и открыл Броделю дорогу в большую науку. Рассказывают, что в течении пяти лет он работал на обрывках школьных тетрадей, на уголке стола, без каких-либо документов и книг, по памяти, по тем знаниям, которые он накопил, работая в архивах и библиотеках Испании, Венеции, Рагусы (Дубровника). Не менее удивительно, что ему удавалось пересылать эти записи из концлагеря во Францию, Февру. К тому времени Февр остается единственным главой «школы Анналов», - в 1944 за участие в движении Сопротивления Марк Блок был расстрелян.
После окончания войны и своего освобождения Бродель возвращается во Францию и работает в Сорбонне. В ноябре 1947 Февр и Шарль Моразе (Charles Moraze) на деньги фонда Рокфеллера основывают VI секцию (социальные и экономические науки) Практической школы высших исследований (VI section de l"Ecole pratique des hautes études).
В 1949 Бродель перешел из Сорбонны в Коллеж де Франс, где стал заведующим кафедрой современной цивилизации.
После смерти Люсьена Февра в 1956 Бродель становится президентом IV секции Практической школы высших исследований и остается им вплоть до 1973. Он занял должность Февра в Коллеж де Франс и стал главным редактором «Анналов» (с 1946 по 1994 журнал назывался «Анналы. (Экономика. Общества. Цивилизации.)» («Annales. Economies. Sociétés. Civilisations»).
В 1958 выходит в свет основополагающая методологическая статья Броделя История и социальные науки: время большой длительности.
В 1959 он задумывает создание открытого научного центра и библиотеки под названием «Дом наук о человеке» («Maison des sciences de l"homme»). В 1970, с помощью фонда Форда, «Дом наук о человеке» наконец открывается, и Бродель становится его главным администратором.
В 1967 Бродель публикует первый вариант 1-го тома сочинения Материальная Цивилизация, экономика и капитализм (of Civilization and Capitalism), но он не полностью удовлетворен им. Он напряженно работает вплоть до 1979, когда наконец публикует окончательный вариант своего трехтомного труда.
Ф.Бродель воспитал плеяду замечательных французских историков: Г.Дюби (Georges Duby), М.Ферро (Marc Ferro), Ф.Фурье (Francois Furet), Ж. Ле Гофф (Jacques Le Goff), Е.Лерой-Ладюрье (Emmanuel Leroy-Ladurie), Ж.Ривель (Jacques Revel) и др. Бродель поддерживал и продвигал таланты в своей академической империи, но и внимательно следил за своими потенциальными соперниками и конкурентами. В 1970 из-за разногласий с сотрудниками «Анналов» он ушел с поста главного редактора, оставаясь лишь номинальным членом нового коллективного руководства журнала. Всю свою энергию с этого момента ученый отдает «Дому наук о человеке» и своему последнему многотомному труду Самобытность Франции, который ему не удалось завершить.