Музыкальные произведения о русских святых. Разработка «Святые земли русской. Перелистаем страницы русской истории
Сегодня о музыке, церковной и светской - книги и лекции о ней и записи музыки, которые есть у нас в медиатеке
Писание и Святые отцы: зачем нужна музыка
Псалмопевец поет : «Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Ибо Царь всей земли – Бог, пойте разумно! ».
«Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия ».
Григорий Нисский учил : «музыка есть ни что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы они не порвались от ненужного напряжения, но также и не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности ».
Иоанн Златоуст : «ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение ».
Философия музыки
В книге Бычкова «Эстетика Отцов Церкви» в главе «Ритм » - много интересного о святоотеческом отношении к музыке. В книге того же автора «Русская средневековая эстетика» в главе«Становление наук о искусствах » помимо прочего вы узнаете о русском среденевековом понимании музыки, как и почему оно ушло в прошлое и что его заменило.
«Песнь восхождения » - программа радио «София», посвященная музыке. Чтение самой разной литературы, связанной с музыкой, обсуждения, музыкальные произведения, рассказы о композиторах и музыкантах.
В программе «Библейский сюжет»
было много выпусков посвященных композиторам:
- Россини
- Лист
- Верди
- Бетховен
- Глинка
- Григ
- Берлиоз
- Вивальди
- Дебюсси
- Рахманинов
- Брамс
- Шуман
Гимназия № 12.
Открытый урок музыки в 4 классе
«Святые земли русской»
Учитель музыки,
Водопьянова Т.М.
Образовательные области: литература, искусство, история религии.
Класс: 4
Тема: «О России петь, что стремиться в храм»
(Святые земли русской).
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей. Формирование национального самосознания учащихся на примере русской поэзии, музыки, живописи.
Развитие ассоциативного образного мышления и художественного воображения детей, приобщение к ценностям мировой музыкальной культуры
Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве.
Задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с частью русского музыкального наследия, духовной и светской музыке, посвященной святым православной церкви.
Развивающая – продолжить развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений.
Воспитательная – спосбствовать формированию устойчивого интереса к музыке, воспитание патриотических чувств, уважения к историческому прошлому русского народа, его духовным святыням.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся:
Коллективные
Урок проводится в рамках недели православной культуры. Он посвящен духовной и светской музыке о русских святых. В процессе урока формируются начальные теоретические и слуховые представления о стилистических особенностях музыки православной церкви, расширяются исторические и культурологические знания учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, иллюстрации, фортепиано, музыкальный центр.
Предполагаемые результаты урока:
Ожидается, что учащиеся придут к выводу, что святые земли русской – это люди, совершившие воинский или духовный подвиг во имя России.
Источники, используемые учителем при подготовке к уроку:
Памятники литературы Древней Руси. М.: Художественная литература. (Первый том вышел в 1978 г. К 1990 г. вышло одиннадцать томов из предполагаемых двенадцати.)
История русской литературы X-XVII веков. М.: Просвещение, 1980/Под ред. академика Д. С. Лихачева.
Игнатия, монахиня. Церковные песнетворцы. – М., Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – 2005. – 464 с.
Лихачев Д. С. "Слово о полку Игореве" и культура его времени. Л.. 1978.
5.Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М.. 1979.
6.Калашников Л.Ф. Азбука церковного знаменного пения. – М., «Русская печатня», 1915. – 40 с.
7.Ковин Н. Курс теории хорового церковного пения. – СПб., «Шпиль», 2002. –
8.Мартынов В.И. История богослужебного пения: Учеб. пособие. – М., РИО Федеральных архивов; Русские огни, 1994. – 240 с.
9.О церковном пении: Сборник статей / Сост. О.В.Лада. – М., «Талан», 1997. – 159 с.
10.Рапацкая Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
11.Святая Русь // Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X–XX вв. / сост. Сиренов А. В. Житие князя Владимира и составление Степенной книги // АЕ за 2001 год. М., 2002. С. 83-94.
12.Трубин Н.Г. Духовная музыка: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. муз.-пед. учеб. заведений.– Смоленск, «Смядынь», 2004. – 229 с.
13.Федотов Г.П. Святые древней Руси.992- (Клуб любителей истории Отечества).
14.Шустова Л.Г. Хороведение: Учеб. пособие по хор. дирижированию. – Вятка, 2006. – 350 с.
15.Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа:
16.Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа:
17.Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа:
Конспект урока
Вход в классСлайд № 1
Постановка задач урока – создание эмоционального настроя, рабочей установки на урок
Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви.
Основная часть. Беседа – актуализация ранее полученных знаний; – сообщение информации из истории становления жанра “духовная музыка ”; – развитие логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, выражать свое отношение к произведению искусства.
Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».(А. Пушкин)
(Звучит хор их канаты « Александр Невский» С..Прокофьева « Вставайте, люди русские!»
лику святых?
Введение в тему.
интеграция жизненного опыта и научных знаний; – развитие мышления; – обогащение словарного запаса; – развитие навыков элементарного анализа произведений изобразительного искусства; – формирование умения обобщать, делать выводы.
Проверка адресного поискового задания учащихся:
Свято́й
Слайды №5, 6
Расширение и углубление общей эрудиции учащихся.
(Слайды №7 – 12)
Слайды № 5,6
Отчет о выполнении поискового адресного задания.
Формирование навыков составления сообщений по конкретной исследовательской теме.
Беседа с учащимисяо традициях русской иконописи и живописи русских художников.
Ученик (адресное задание):
пробивается древняя кровь –
в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.
Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». -
Выразительное чтение стихотворения, эмоциональный оклик на просмотр картин М. Нестерова и Н.Рериха.
Слайды № 7 12
Использование межпредметных связей, повторение сведений, изученных на уроках
« Окружающего мира».
Разучивание по нотной записи. Вокально – хоровая работа. Слуховые впечатления от стилистических особенностей мелодии, гармонического сопровождения, имитирующего многоголосие.
Ученик (адресное задание):
С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное
значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
(Слайды № 13 – 19)
Изучение нового материала. Беседа о личных впечатлениях учащихся от посещения церковных богослужений, обстановки, убранства храма.
Духовная музыка
Вопрос учителя:
Учащиеся:
Слайд № 24
Формирование музыкально – образного впечатления о звучании церковного колокола.
литургия. колокол
Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине
« Вечерний звон».
Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры.
Просмотр картины И.Левитана«Вечерний звон».
Ознакомление с основными видами церковных песнопений и их особенностями.
Стихи́ра
Жития святых
Акафист -
Тропарь
Псало́м
Конда́к - жанр .
Духовная музыка
Слайды № 28,29
Рефлексия
Анализ музыкального произведения – развитие навыков анализа музыкального произведения, его характера, выразительных средств музыки – знакомство с историей создания музыкального произведения
Прослушание фрагмента « Всенощной», С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:
?
Слайд №30
Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана песни.
Сообщение домашнего задания вариативного типа.
«Золотые купола».
Домашнее задание:
Слайды № 32 –40
Использование минусовки.
Запись в дневник, тетрадь.
Итоговая часть. Обобщение полученных знаний. Музыкальное
« послесловие».
Итак, что нового вы узнали на уроке? Что вам особенно 16.понравилось? О чем вы расскажите своим друзьям и родителям? Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей.
Слайд № 41
Выход из класса:
« Херувимская» П. Чеснокова.
Ход урока:
Вход в класс под музыку песни « Золотые купола». В качестве распевки использованы фрагмент песни.
Учитель:
Сегодняшний урок мы посвятим русской духовной музыке, связанной с именами святых русской православной церкви. Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Мы вернемся к ним позже. Давайте прочтем:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
А. Пушкин
« О России петь, что стремиться в храм…»
С. Есенин (Слайд № 2)
Звучит фрагмент кантаты С.Прокофьева « Вставайте, люди русские!» (Слайды №3,4).
Вспомните, пожалуйста, кому была посвящена эта музыка С. Прокофьева.
Давайте попробуем повторить основную музыкальную тему (исполнение по нотной записи, беседа о характере звучания музыки).
Как вы уже сказали, это музыка кантаты « Александр Невский». Что вы о нем знаете? А как вы думаете, почему именно этого князя причислили к лику святых?
Ответы учащихся по результатам домашнего задания:
Свято́й - мифическая или историческая личность, особенно чтимая в различных религиях за , , богоугодность, стойкое исповедание веры, посредничество между и людьми. Основными критериями канонизации общецерковных и местночтимых подвижников веры в Русской Православной Церкви являются праведное житие, безукоризненная православная вера, народное почитание, чудотворения, и если таковые есть, нетленные .
(Слайды № 5,6)
Учитель:
Каких еще русских святых вы знаете? (Слайды №7 – 12)
(Князья Борис и Глеб, княгиня Ольга, князь Владимир, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский). Кем они были? Кого называли Святым?
Ученик (адресное задание):
Пред иконой стою вновь и вновь,
сквозь века повторяется сходство,
пробивается древняя кровь –
кровь святых… Признаю превосходство.
Предуказан тебе, в высь – крутой
путь смирения, трудный, как подвиг,
в непрестанной молитве святой
ты стоишь, забывая про отдых.
Вы видите, что в честь них писались иконы, у которых верующие просили о заступничестве и помощи. На иконах и на картинах великих русских художников М. Нестерова, Н.Рериха, В.Васнецова соблюдается канон, особые правила в изображении святых. Вы видите светящийся нимб, как чистый свет святого духа. Мы уже говорили о том, как иконой святого князя Александра Невского благославляют призывников перед началом службы в армии. Существует также музыку в честь этих святых. Это может быть концертное, светское произведение, как, например, кантата « Александр Невский». Но есть и сугубо духовная музыка, она звучит во время церковной службы. Таким примером является Гимн Святому князю Владимиру.
Ученик (адресное задание):
.
Гимн, тропарь и Величание князю Владимиру
С именем святого равноапостольного великого князя Владимира связано одно из самых значительных событий в истории славян - во времена княжения Владимира Русь приняла святое крещение. Святой князь, любовно прозванный народом - Владимир Красное Солнышко, был сыном князя Святослава. Мать Святослава, княгиня Ольга (память 24/11 июля), была первой из княжеского рода, кто принял веру Христову. И хотя Владимир был воспитан в язычестве, пример бабки, великой княгини Ольги, имел для него несомненное значение. До своего обращения в христианство Владимир, ставший киевским князем в 980 году, вел жизнь язычника. Но князь испытывал неудовлетворение языческой верой и в поисках духовного опыта обратился к другим религиям. В Киев прибыли представители католицизма, ислама, иудаизма и православия. Наибольшее впечатление на Владимира произвела беседа с греческим проповедником-философом. Князь отправил послов-бояр в Константинополь. По возвращении бояре поведали
Владимиру о красоте православного богослужения и о том великом чувстве, которое они пережили в Царьградском храме Святой Софии. Их слова определили решение князя: он принял крещение вблизи города Корсунь в Крыму от православного епископа. Пришедшим из Византии духовенством были крещены и киевляне. Приняв православие, кн. Владимир духовно преобразился и своим милосердием удивлял даже священников. Князь скончался в 1015 году. Память равноапостольному князю Владимиру отмечается 28/15 июля. В честь святого князя во многих городах России были возведены храмы. Самый знаменитый из них находится в Киеве, где состоялось Крещение Руси. Есть Владимирские храмы и в нашей липецкой области. (Слайды № 13 – 19).
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
Девять веков ополчались на нас,
От девятого вала крепок остался наш щит
И блистает в алмазах забрало.
Веют святые хоругви, светла Православья обитель
Радуйся, княже Владимир, родимой земли просветитель!
Верою Русской свободна,
Незыблема наша Держава!
Древлепрестольного Киева
Князю Владимиру слава!
(исполнение, работа над чистотой и выразительностью интонации, обратить внимание учащихся на традицию а,капельного исполнения песнопений в православной музыке).
Учитель:
Итак, духовная музыка – это музыка, связанная с текстами религиозного содержания, и предназначена для исполнения во время богослужения и в быту. Попробуем разобраться в этих понятиях и прикоснуться к величайшему художественному наследию русского народа: церковной музыке, а также живописи и архитектуры.
Духовная музыка является не только достоянием верующих людей, к ней тянутся люди разных возрастов и профессий не только потому, что это красивая музыка, в ней скрыты глубокие национальные корни, это живой родник духовности, родник нравственности.
Созданные этими композиторами произведения предназначены либо для церковного богослужения, либо для концертного исполнения. Есть в церковной музыке и другая сфера – обиходная, более скромная, доступная исполнению не только небольшому церковному хору, но даже прихожанам
Вопрос учителя:
- Как вы понимаете слова: духовность, духовный человек, духовная музыка?
Учащиеся:
Это музыка, которая звучит во время богослужения.
Учитель:
Давайте вместе вспомним ваши ощущения, которые вы испытываете от присутствия в храме, когда поет церковный хор, тихо мерцают свечи, освещая лики святых.
(Рассказы учащихся –(Слайд № 24 )
Православное богослужение называется литургия. Перед началом службы звучит особый музыкальный инструмент – церковный колокол. (Звучит запись звонов Троице – Сергиевой лавры).
Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. Святые старцы говорят: “Пока стоит на земле хоть один православный храм, есть у человека надежда на спасение”.
Свое впечатление от звучания колокола, услышанного на закате осеннего дня, воплотил русский художник И.Левитан в картине « Вечерний звон».
(Слайд № 28).
Православное богослужение состоит из многих эпизодов. В состав литургии входят различные виды песнопений, которые исполняют по очереди священники, хор, все прихожане. Вот наиболее важные виды церковных песнопений: (Слайды № 28,29)
Стихи́ра - вид - краткое песнопение, поётся на стих псалма.
Жития святых
- это жанр агиографической литературы, литературно-исторические памятники, основным содержанием которых является описание жизни подвижников, причисленных Православной Церковью к лику святых. Для этого жанра характерны строгие содержательные и структурные ограничения. В этом принципиальное отличие житий от жизнеописаний и светских биографий.
Акафист - одно из самых популярных гимнографических произведений.
Тропарь - краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой. Так же называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоит канон, и, в некоторых случаях, другие краткие молитвословия.
Псало́м - «хвалебная песнь») гимн на текст религиозной поэзии или молитвы (из ).
Конда́к - жанр .
искала гимн... Замечательное исполнение - хор поёт с силой (не в смысле громкости).
Духовная музыка – это музыка, написанная на канонический текст (молитва). К религиозно-духовной музыке в последнее время сильно возрос интерес. Она стала звучать в концертах, по радио и телевидению, сделано много записей на дисках. Как вы думаете, почему?
В области духовной музыки создано много уникальных произведений, истинных шедевров. Их авторами являются известные композиторы: Д.Бортнянский, М.Березовский, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Гречанинов, П.Чесноков и есть произведения, написанные безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражен глубокий философский смысл: о человеческой жизни, о страдании и терпении, познании радости, о жизни земной и вечной.
Учитель:
Сейчас мы прослушаем фрагмент « Всенощной», музыку которой написал С.В. Рахманинов. Прошу вас письменно ответить на несколько вопросов, а затем вы зачитаете ответы на них:
Есть ли инструментальное сопровождение?
Какое впечатление производит музыка? (Слайд №30)
Вопрос учителя:
- Какая же существует разница между обиходной музыкой и концертной?
Служба в православном храме – прежде всего молитва. Послушайте две молитвенные пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Утренняя молитва» и «В церкви». Подумайте, к какой духовной музыке они относятся? Первая представляет собой стилизованную молитву, а вторая заимствована композитором из церковного обихода.
Композитор в детском цикле показывает, чем был наполнен день ребенка дворянского сословия второй половины XIX века. День каждого ребенка начинался и заканчивался молитвой. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной, музыке. Неторопливо, по-детски чисто обращается маленький человек к Богу, к своему Ангелу-хранителю.
Существует также жанр духовной песни. На сегодняшнем уроке мы разучим одну из них. Песня называется «Золотые купола».(Слайды № 32 –40)
( Работа над текстом, построчное разучивание мелодии, определение характера и исполнительского плана произведения).
Итоговые вопросы учителя:
Больше тысячи лет прошло со времени крещения Руси. Свое отношение к великим праведникам наш народ выражал, причисляя к лику святых самых лучших, самых верных своих сыновей и дочерей. Перед вами изображение иконы « Всем святым в земле Русской воссиявшим».В конце урока давайте вспомним:
Какую музыку называют духовной?
Какие виды духовной музыки вы знаете?
Чем отличается церковная музыка от музыки концертной?
Каких русских святых вы помните? (Слайд № 41).
Домашнее задание:
«Впечатление от православной службы» описать в небольшом сочинении, стихотворении или в виде рисунка.
Выход из класса:
« Херувимская» П. Чеснокова.
Литература
1. Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,
Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2011
2. Музыка: учебник для учащихся 2 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,
Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
3. Музыкальная хрестоматия 2 класс и диск.
Высказывали свое мнение о посещении мирянами театра, о пристрастии к чтению романов, об увлечении полотнами живописцев, о желании часами или даже постоянно слушать музыку.
Чтобы не повредить душе
Отдых необходим, но увлечения, по совету преподобного Варсонофия, следует выбирать очень осторожно, чтобы не повредить своей душе. Старец приводил пример безгрешного отдыха святых:
«Правда, есть и земные радости, облагораживающие душу. Нет греха, например, наслаждаться красотами мира сего. Есть на земле необыкновенно красивые местности…
Хороша и наша северная природа. Тургенев живо и ярко описал ее в своих произведениях. Он, между прочим, был в Оптиной и восхищался красотою нашей обители. Но нынешний мир есть только слабое подобие мира, бывшего некогда до грехопадения. Есть мир горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился.
Всё равно как бы кто-нибудь лучшее музыкальное произведение, например Бетховена, разделил на отдельные тона, тогда впечатления целого не получилось бы. Или картину, например Рафаэля, разорвал на клочки и рассматривал отдельные кусочки. Что увидели бы мы? Какой-нибудь пальчик, на другом лоскутке часть одежды и т.д., но величественного впечатления, которое дает произведение Рафаэля, мы, конечно, не получили бы. Разбейте великолепную статую на части – впечатления прекрасного не получится. Так и нынешний мир».
За мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть
Преподобный Анатолий (Зерцалов) в письме к духовной дочери предостерегал ее от излишних светских удовольствий. Музыка и театр, танцы и балы развлекают, и за развлечениями люди забывают о духовной жизни, которая одна – во спасение души:
«…Ты там всё пляшешь. Я… советовал указать тебе басню Крылова “Стрекоза и Муравей”. К тебе она подходит. Та тоже любила Масленицу и не жаловала – всё плясала. Говорю это не в укор тебе, а чтобы ты знала настоящее положение вещей и при случае не теряла головы, то есть помнила бы, что за сладостию – расслабление, за мирскою веселостию – скука, за пресыщением – тяжесть и даже болезнь следуют, как тень за телом. На что крепок зуб, и тот у сладко ядущих поддается и рассыпается, как песок.
…И Крылов, светский писатель, сказал свою “Стрекозу” не тебе одной и не мне, а всему свету, то есть кто пропляшет лето, тому худо будет зимою. Кто во цвете лет не хочет заняться собою, тому нечего ждать при оскудении сил и при наплыве немощей и болезней».
Об этом же напоминал преподобный Варсонофий:
«Светские развлечения совершенно закружат человека, не давая ему времени подумать о чем-либо духовном. А после этого времяпровождения остается пустота на душе. Воспоминаются суетные разговоры, вольное обращение, увлечение мужчинами, а мужчин – женщинами. И такая пустота остается не только от греховных удовольствий, но и от таких, которые являются не очень грешными. А что, если среди таких развлечений призовет к Себе Господь? Слово Господне говорит: “В чем застану, в том и сужу”. А потому такая душа не может пойти в обитель света, но в вечный мрак преисподней. Страшно подумать! Ведь это на всю вечность!»
С точки зрения полезности для души
Оптинские старцы не отвергали , но рассматривали его с точки зрения полезности для души человека, с точки зрения спасения. Старцы критиковали лишь те произведения искусства, которые распаляли страсти человеческие, привязывали сердца к земному, тварному, вместо того чтобы возносить сердца людей горе , к духовному. Преподобный Варсонофий ценил то искусство, которое отрывает душу от житейских мелочей и устремляет к Богу:
«Поэзия и художество отрывают душу от житейских мелочей и доставляют человеку эстетическое наслаждение. В XVIII веке, при распространении материалистического направления, создался такой взгляд на поэтов и художников, будто это ненужные люди – сидят и ничего не делают.
Виктор Гюго в защиту сказал: “Взгляд на небо – это уже дело”.
…Серьезная музыка, как Моцарта, Бетховена и других, действует облагораживающим образом на душу, часто под влиянием ее хочется плакать и молиться».
Преподобный Варсонофий говорил о том, что для понимания серьезной музыки нужно иметь художественный вкус, и вспоминал следующий случай:
«В одном богатом семействе был вечер. На нем одна талантливая девушка удивительно хорошо исполнила одно из лучших произведений Моцарта. Все были в восхищении, а у притолоки стоял лакей, подававший папиросы и вообще прислуживавший гостям, и позевывал: “И что это господа слушают такую скучную музыку? Вот бы поиграли на балалаечке…”
Он был прав в своем суждении, так как серьезная музыка была ему непонятна. Чтобы понимать произведения даже земного искусства, и то надо иметь художественный вкус».
Старец Варсонофий напоминал о том, что душа наша ищет в произведениях искусства «выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух». Старец утверждал, что у художников всегда есть «огонек религиозного мистицизма», и ему самому в течение всей жизни нравились только те люди и разговоры, которые пробуждали высшие идеальные стремления:
«У художников в душе есть всегда жилка аскетизма, и чем выше художник, тем ярче горит в нем огонек религиозного мистицизма».
«В течение всей жизни я замечал в себе то, что мне всегда нравились только те люди и те разговоры, которые пробуждали в моем сердце высшие идеальные стремления, имевшие в основе своей веру в бессмертие человеческой души, веру в истину, благо и красоту. И напротив, всегда мне антипатичны были люди, мысли которых и разговоры вертелись на одном лишь упорядочении жизни: временном и внешнем. Это стремление к высшему, идеальному выражалось в моей душе склонностью ко всему таинственному, мистическому в жизни».
Старец сравнивал некоторых людей искусства с теми, кто пришел в храм, но остановился на его пороге, не войдя внутрь. Он сокрушался о тех, кому было так много дано, чьи души вспыхивали от малейшей искры, но они «эту искру не раздували», не трудились в выполнении :
«Огромное большинство наших лучших художников и писателей можно сравнить с людьми, пришедшими в церковь, когда служба уже началась и храм полон народа. Встали такие люди у входа, войти трудно, да они и не употребляют для этого усилий. Кое-что из богослужения доносится и сюда: Херувимская песнь, “Тебе поем”, “Господи, помилуй”; так постояли, постояли и ушли, не побывав в самом храме… Души их, как динамит, вспыхивали от малейшей искры, но, к сожалению, они эту искру не раздували, и она погасла».
Всё надо делать как бы перед взором Божиим
Преподобный Нектарий наставлял творческих людей:
«Заниматься искусством можно, как всяким другим делом, например столярничеством или выпасом коров. Но всё надо делать как бы перед взором Божиим. Есть большое искусство и малое. Вот малое бывает так: есть звуки и свет. Художник – это человек, могущий воспринимать эти еле уловимые цвета, оттенки и неслышимые звуки. Он переводит свои впечатления на холст или бумагу. Получаются картины, ноты или поэзия. Здесь звуки и свет как бы убиваются. От света остается цвет. Книга, ноты или картина – это своего рода гробница света и звука.
Приходит читатель или зритель, и если он сумеет творчески взглянуть, прочесть, то происходит воскрешение смысла. И тогда круг искусства завершается. Перед душой зрителя и читателя вспыхивает свет, его слуху делается доступен звук. Поэтому художнику или нечем особенно гордиться. Он делает только свою часть работы. Напрасно он мнит себя творцом своих произведений – один есть Творец, а люди лишь убивают слова и образы Творца, а затем от Него полученной силой духа оживляют.
Но есть и большее искусство – слово оживляющее и воодушевляющее (например псалмы Давида). Путь к этому искусству лежит через личный подвиг художника – это путь жертвы, и лишь один из многих достигает цели…»
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Владимир Красное Солнышко …. Славный защитник земли Русской, могущественный князь.
С 980г Владимир стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкое время досталось ему. На Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги литовские племена ятвягов. Все первые свои годы правления, князь возвращает Руси все утраченные земли, укрепляя её рубежи.
Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому». В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. В 988 году, вернувшийся в Киев князь приступил к крещению приближенных дружинников и бояр, тем самым начав процесс крещения Руси. Был великим полководцем, но князь не был завоевателем. Главная его цель - защита земли Русской.
Ольга (в крещении Елена), великая княгиня киевская.
Родом псковитянка, жена князя Игоря, мать князя Святослава.
Подавив восстание древлян, Ольга княжила ещё 20 лет, показав себя мудрой правительницей. Она путешествовала по стране, строя дороги и перевозы между речными системами, устанавливая единый оброк и устав княжьего суда в определённых местах — погостах.
Предмет особой гордости летописцев — рассказ о поездке Ольги в Константинополь (955 или 957 г.), где она посрамила хитроумных византийцев, доказав, что ни в чём не ниже императора; обновила торговый договор и приняла христианство (по другой версии, княгиня крестилась ещё до поездки).
Обменялась Ольга посольствами и с германским императором Оттоном I. Вернувшись домой, Ольга всячески пыталась приобщить к новой вере своего сына Святослава, но князь не проникся этой идеей и остался язычником, боясь осуждения дружины. И тем не менее, матери он не запрещал строить соборы и церкви. Ольга оставалась в Киеве, активно участвовала в воспитание внуков. Возможно, именно этот факт привел к тому, что сын Святослава, Владимир, в 988 году крестил Русь, тем самым объединив ее. -
В 968 г. Ольгу с тремя внуками осадили в Киеве печенеги. Призвав на помощь воевавшего в Болгарии сына, она уже не отпускала его до самой своей смерти, наказав не совершать по себе языческой тризны.
Канонизирована Русской православной церковью как святая.
Александр Невский. Александр Невский (родился 30 мая 1220, умер 14 ноября 1263 г.) - святой, великий князь владимирский, В 1240 шведы, двинулись в крестовый поход на Новгород, но Александр разбил их при впадении Ижоры в Неву (Биргеру «возложи печать на лице острым своим копием»). Эта битва дала Александру имя Невского. Но возникла война с Меченосцами, которые соединились с Тевтонским орденом , завоевали в 1240 псковскую область, заняли в 1241 Псков , выстроили в Копорье крепость, взяли Тесов и обложили данью Водь. Александр вновь двинулся на крестоносцев и 5 апреля 1242 наголову разбил немцев на льду Чудского озера («Ледовое побоище »). По заключенному миру немцы отказались от завоеваний и возвратили пленных. В 1242 и 1245 Александр Невский одержал ряд побед над литовцами . В 1258 Александр Невский ездил в Орду, отвратил погром русских городов и выхлопотал для них освобождение от составления ополчений для татар.На обратной дороге Александр Невский скончался в Городце Волжском. Митрополит Кирилл, возвещая во Владимире о смерти Александра, выразил тогдашнее общественное настроение словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». Александр Невский являлся наиболее крупною фигурою в русской истории от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского . Память его окружена поэтическими сказаниями. Церковь причислила Александра к лику святых. Его мощи открыты в 1380, а в 1724 г. перенесены в Петербург, в Александро-Невскую лавру.
Сергей Радонежский |
Преподобный Сергий Радонежский был еще до рождения предназначен богу, так как во время посещения беременной матерью церкви, младенец в чреве прокричал троекратно, и священник объявил родителям, что он будет слугой святой троицы.
В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и стал глубоко изучать Библию и святые писания.
После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовалась обитель иноков, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь. Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола - от отца к старшему сыну.
Из-за образа жизни, чистоты намерений и нравов игумен Сергий почитался как святой, были доступны и чудеса ему, благодаря милости божьей, он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил умершего на руках отца мальчика.
Деяния этих людей пережили их самих. Возможно, они даже не подозревали, как их свершения скажутся в будущем. Мы сделали подборку самых узнаваемых русских святых.
Князь Владимир (960-1015), равноапостольный
Основной его заслугой считается крещение Руси. Именно поэтому князь был прославлен в лике равноапостольных - честь немалая. Крестив страну, он тем самым ввёл её в круг великих европейских держав. Взяв Херсонес и укрепившись в Крыму, Владимир угрожал величайшей дер-жаве мира - Византии. И принял крещение от побеждённых. Это сформировало русскую государственность как таковую. Принятие византийской традиции определило всё последующее развитие и политики, и экономики, и культуры.
Князь Александр Невский (1220-1263), чудотворец
Не проиграл ни одной битвы. Добился облегчения зависимости Руси от Орды. Использовал союз с Ордой для устрашения шведов и рыцарей Тевтон-ского ордена. Но главной его заслугой следует считать иное. В крайне тяжёлое время он сумел сохранить то, что осталось от «Золотой Руси», создав из осколков и ошмётков разорённой татарами территории основу будущего национального государства.
Митрополит Алексий (1300-1378), святитель
В миру - Елевферий Бяконт . Сын родовитого боярина, он должен был пойти по военной части. Однако в 1320 г., в 19 лет, ушёл в монастырь. Впоследст-вии стал митрополитом. Был фактическим правителем Московского княжества при трёх князьях (Симеон Гордый, Иоанн Красный, Дмитрий Донской ). Инициировал строительство первого Московского каменного Кремля, что дало городу имя Белокаменная. Его стараниями Москва вышла на первое место как «собирательница земли Русской». По большому счёту, Алексий сделал Москву столицей России.
Живописец Андрей Рублёв (1360-1428), преподобный
Создатель национального русского стиля в живописи, одной из вершин мировой культуры. Канон Андрея Рублёва долгое время считался обязательным для отечественной иконописи. На мировом рынке искусства по сей день наиболее ценными и популярными считаются русская икона и русский авангард. Надолго сформировал ощущение божественного в русском искусстве. Русский Бог - это не «молния от запада до востока», а тихий, ласковый свет, как в «Троице» Андрея Рублёва.
Князь Ярослав Мудрый (978-1054), благоверный
При нём и при его непосредственном участии был составлен первый свод законов русского права, известный как «Русская Правда». Ярослав порвал с церковной зависимостью от Константинополя и впервые сам назначил русского митрополита. Основал первые школы при монастырях. Повелел «творити праздник святого Георгия», своего небесного покровителя, по всей Руси, после чего этот святой стал одним из символов нашей страны, - теперь он «прописан» в гербе Москвы, одноимённых орденах, медалях и ленте Победы.