1 курс вузе что делать. Советы студентам: как выжить на первом курсе универа. Будьте активны на семинарах
Итак, остаются позади переживания, связанные с выбором профессии и порядком поступления в вуз . Абитуриент превращается в полноценного студента первого курса, который начинает совершенно новый этап своей жизни. Но, вместе с этим радостным событием появляются новые тревоги, новые волнения и ожидания, о которых мы сегодня и поговорим.
Итак, первый раз на первый курс. Чего ждать от первого курса вуза? Каковы сюрпризы и разочарования первого года обучения?
Вуз и школа
Первая мысль, которую следует непременно усвоить, говорит о том, что вуз - не школа . Многие посчитают это утверждение само собой разумеющимся и банальным, но еще больше абитуриентов недооценивают различия в самой системе среднего и высшего образования. Но в чем они заключаются?
В вузе студент целиком и полностью предоставлен сам себе. В подавляющем большинстве случаев его никто не контролирует, никто не вызывает родителей и, в сущности, не принуждает посещать пары. Более того, большинство преподавателей демонстрируют равнодушие к судьбам отдельных учащихся, которое просто невозможно себе представить в школе.
У некоторых новоиспеченных студентов такие изменения вызывают чувство расслабленности, ведь если никто особенно ничего не требует, то и учиться можно спустя рукава. Тем более сильным будет у таких студентов стресс на первой сессии, когда им откроется истинная сущность обучения в вузе. Ничто так удачно не описывает образование в институте или университете, как пословица "от сессии до сессии живут студенты весело".
Таким образом, особое значение на первом курсе начинает играть самодисциплина и самоорганизация . Эти качества помогут достичь желаемых успехов в учебе. Но даже в том случае, если молодой человек не стремится к особым достижениям на этом поприще, он может существенно облегчить себе жизнь, если будет заставлять себя выполнять необходимый минимум без давления извне.
Образование и самообразование
Из предыдущей мысли происходит еще одна: в вузе значительно большее значение уделяется самообразованию . В сущности, в задачу института, академии или университета не входит дать студенту все навыки и знания по выбранной специальности. Намного важнее научить его находить эти знания и работать над собственным профессиональным развитием в выбранной сфере.
Так например, в вузах намного меньшее значение имеют домашние задания: некоторые преподаватели вообще не практикуют такую форму обучения. Зато намного более важную роль играют рекомендации лектора, советы по выбору литературы, самостоятельные изыскания в определенной теме.
В сущности, вуз можно закончить и без какого-либо самообразования, пользуясь только конспектами и шпаргалками. Но именно самообразование - это первый шаг к профессиональному саморазвитию . Ведь потом, на месте работы, новичку уж точно никто не будет надиктовывать лекции и выдавать "правильную" литературу.
Первый курс - самый сложный (самый легкий)
Оба убеждения в одинаковой степени ошибочны. Ведь, на самом деле, первый курс для студента - это период адаптации к новой реальности и новой модели обучения. Многие вещи будут сложными и непривычными, но, с другой стороны, знания на первом курсе обычно носят общий характер, и где-то перекликаются с тем, что каждый из нас учил в школе.
Важность первого курса заключается, скорее, в том, чтобы создать себе определенную репутацию у преподавателей и одногруппников. Здорово то, что эту репутацию можно создать буквально с нуля, забыв об обидах, конфликтах и разочарованиях школы. Кроме того, на первом курсе важно изначально не пустить процесс обучения под откос, ведь восстановить утраченные знания и репутацию будет очень сложно!
Как выжить на 1 курсе?
Сейчас, когда закончился головокружительный этап вступительной кампании, будущих первокурсников ожидает не менее нервное время подготовки к новой, студенческой, жизни.
Без помощи профессионалов здесь не обойтись. Корреспондент портала сайт обратился за советами к ректору одного из самых престижных вузов Украины - Института журналистики Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Владимиру Владимировичу Ризуну .
Добрый день, Владимир Владимирович. Какие наставления Вы могли бы дать вчерашним абитуриентам? Как им быстро влиться в коллектив? Как избавиться от школьной системы образования и начать новый, более серьезный, процесс добычи знаний?
Любая профессия требует освоения новых знаний и умений, предполагает приобретение новых личностных качеств и отказа от каких-то особенностей своего детского поведения.
Все зависит от того, приобрел ли ты в школе умение учиться и понимание необходимости этого. Кто раньше трудился, тот и дальше будет стараться. Таким студентам будет легче всего. Но не стоит расстраиваться, если это умение не совсем развито. Учись учиться - и все будет хорошо!
Я бы не советовал избавляться от школьной системы образования, если под этим понимать упорство в овладении новыми знаниями, усидчивость, желание познавать. Чем это плохо? Но также нужно овладевать современной технологией добычи знаний.
По поводу коллектива - все образуется само по себе. Не надо торпедировать процесс «коллективизации» своего «я». Живи проще, живи так, как тебе удобно, оставаясь при этом нормальным, порядочным, интеллигентным человеком. Вот если с этим проблема, то тут уж и не знаю, что делать: значит, ты попал не в свою среду, ведь университет - это сообщество тебе подобных. Пришел в монастырь, помни, что там есть свой устав, выработанный историей университетской идеи.
Какие искушения ждут первокурсников, особенно иногородних, которые вырвались из-под родительского крыла и начали самостоятельную «взрослую» жизнь? Как не поддаться этим искушениям?
Первокурсника, особенно иногороднего, ждет искушение абсолютной свободой! Создается иллюзия, что в городе ты - вольная птица.
А ответственность ходит по пятам, просто мы о ней не думаем и ее поначалу не замечаем, потому что заслеплены свободой. И как становится обидно, когда (казалось бы!) все так было хорошо и просто: я взрослый, сам все решаю, хочу иду в универ, хочу не иду. Красота! А тут взяли и отчислили из этого универа, не предупредив. А кто тебя и почему должен предупреждать: никто ведь не тянул за веревочку в вуз.
Отношение до предела просты и понятны: пришел учиться - учись, не хочешь учиться - уходи. Есть проблемы - предупреди, тебя выслушают и постараются понять. Не поняли - значит плохо объяснил (это тоже твоя проблема и ответственность).
Как Вы считаете, с какого курса студенту нужно начинать работать по профессии? Необходима ли практика с первых дней учебы?
Работать надо постоянно. Учеба - это начало трудовой деятельности, которая, кстати, записывается в трудовую книжку.
Если ты себя на первом курсе считаешь профессионалом и тебя таким воспринимают на работе, - трудись. Ты приобретешь практические навыки, но потеряешь в знаниях. И выйдет такой себе необразованный отличный практик-профессионал. Подобные кадры тоже нужны производству. Они не требовательны, потому что многого не понимают; они легко управляемы, потому что не видели других моделей профессиональной деятельности (не успели их изучить!).
Мой совет: надо не работать, а подрабатывать, обучаясь. Это тяжело совмещать, и если не получается, лучше откажись от трудоустройства, работа не волк - в лес не убежит! Все равно на фоне многих десятилетий работы четыре года учебы - это так мало настоящей радости познания! Чего спешить? Зачем себе отказывать в студенческой жизни? Ведь она так коротка и быстротечна! Студенчество ведь не только учеба - это совместные молодежные, волонтерские проекты, это тусовки, это общение и встречи с интересными людьми, и не только в своей профессии. Вообще-то, я советовал бы не работать по профессии, а познавать жизнь. Поясню на примере журналистов: если в будущем желаешь писать о медицине, пойди работать санитаром; если интересует политика, ступай трудиться кем-то в какой-то политической силе.
Уверена, что преподаватели в качестве причины, по которой студент не сделал домашнее задание либо не явился на пару, довольно часто слышат в ответ - «я работаю». Это весомый аргумент или наличие места работы (даже по профессии) - личные проблемы студента и никаким образом не должны влиять на образовательный процесс?
Это не аргумент. Преподаватели тоже подрабатывают, но они не говорят: я не пришел на пару, потому что был на другой работе. Надо учиться все успевать.
Что Вас неприятно удивляет в сегодняшних студентах?
Боже упаси, никаких неприятных удивлений от нынешней молодежи! Студенты как студенты! Можно говорить о конкретных случаях (но это было всегда): неприятно, иметь дело с человеком, который не понимает, зачем он пришел в университет.
Очевидно, во время этой вступительной кампании не все смогли «пробиться» в выбранный вуз. Что Вы посоветуете таким абитуриентам? Есть ли смысл терять год и пробоваться еще раз, либо лучше уже пойти в другое, не такое престижное, учебное заведение и получать профессию там?
Надо добиваться своего. Можно пойти в другой вуз на эту же специальность, а через год перевестись туда, куда хотел.
Как Вы считаете, положительно ли влияет доступность Интернета и разнообразных гаджетов (ноутбуков, электронных книг, планшеток) на образовательный процесс? Ведь с одной стороны, информации стало больше и, соответственно, учиться легче, а с другой - теперь запросто можно скачать любой реферат, не прилагая к этому никаких усилий.
Нельзя говорить, положительно влияет Интернет на образовательный процесс или нет. Это данность, это новое время, которое воспитывает поколение, предлагая новые технологии образования. Мы живем в этом интернетовском мире и иного не дано. Поэтому инновационными технологиями надо овладевать. Но дело не в технологиях, а в целях: хочешь быть профессионалом - используй все методы для достижения этого.
Есть ли смысл в домашних заданиях-рефератах, если большинство из них можно запросто скачать?
Такая работа уже неэффективна.
Как Вы считаете, может ли обычный ридер (электронный учебник ) заменить тысячи учебников? По Вашим личным наблюдениям, начинают ли студенты отказываться от бумажных книг в пользу гаджетов (технических устройств). Не протестуют ли против этого преподаватели, разрешают ли пользоваться на парах электронными устройствами?
Естественно, ридер удобен для чтения в случае, если существует возможность доступа ко всем книгам. Но ведь не все они оцифрованы, поэтому надо читать обычные учебники. Я не вижу здесь проблемы. Проблема, возможно, в лени (это же в библиотеку нужно пойти)? А что, до электронной эпохи не было ленивых?
У нас и преподаватели используют электронные средства. И ничего здесь удивительного нет!
Какие книги Вы любили читать в подростковом возрасте? А сейчас? Как Вы считаете, должен ли тинейджер читать сейчас то же, что и Вы читали в детстве? Другими словами, для каждого поколения - свои книги, или есть то, что будет актуальным всегда?
Я читал в детстве сказки, в школе учебники и необходимую литературу. Затем литературу по специальности. А разве надо читать как-то иначе? Интересовало ли меня что-то кроме необходимых источников информации? Конечно. Читал то, что интересовало, если было время. Естественно, для каждого поколения - свои книги (в плане интереса).
Советы принимала Юлия Майок
Привет! Я решил сделать небольшой обзор первого курса в медицинском университете. Главным образом, он адресован тем, кто только поступил в мед и не совсем представляет, что будет дальше. Надеюсь, моя статья поможет вам адаптироваться.
Про анатомию
Первым делом из предметов вас шокирует, конечно же, анатомия. Огромное количество новых терминов, непонятная механика самого предмета, огромные, на первый взгляд, задания…как с этим справиться?
Не запускайте анатомию. После каждой пары оставайтесь в анатомичке и рассматривайте каждую кость, которую вы проходите. Тщательно готовьтесь к каждому семинару. Кстати, латинский язык, при всей своей сложности на первый взгляд, отлично подходит чтобы на нём запоминать анатомические термины.
Обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО используйте видеоуроки. Многие университеты не имеют достойного оснащения в плане препаратов, но у нас с вами есть огромное преимущество перед предыдущими поколениями медиков. Русский ютуб полон отменными видеоуроками по анатомии.
Самые качественные уроки, как правило, содержатся на каналах великолепного профессора Владимира Александровича Изранова . Но вы также можете увидеть и другие уроки , сделанные студентами, тоже очень неплохие.
Рисуйте органы, которые вы изучаете на анатомии, подписывайте их элементы на латинском. Это довольно хороший приём для запоминания. Особенно отлично он подходит для изучения сосудов и нервов, но и кости тоже неплохо запоминаются.
Впрочем, я не всегда всё рисовал. Помню, перед зачётом по мочевыделительной системе я два раза подряд посмотрел видео Владимира Изранова про почку (оно достаточно длинное, около 40 минут), затем рассказал другу по телефону и на следующий день получил 5 по этой теме.
Но, тем не менее, рисование и подписывание элементов всегда полезно.
Про органическую химию
Тоже очень важный предмет. В разных университетах её сдают по-разному (где-то зачётом, где-то экзаменом), но спрашивают на семинарах, как правило, везде довольно жестко.
Органическая химия в медицинских университетах — это химия названий и типичных реакций. В самом начале вам будет необходимо уметь составлять названия веществ по формулам, а также — формулы по веществам. Выучите номенклатуру:
- C (Метан) ;
- C-C (Этан) ;
- C-C-C (Пропан) ;
- C-C-C-C (Бутан) ;
- C-C-C-C-С (Пентан) — и ещё несколько;
И функциональные группы:
- -NH2 (Аминогруппа, суффикс «амин»);
- -COOH (Карбоновая кислота, суффикс «овая кислота»);
- -С-OH (Спирт, суффикс «ол»);
- С=О (Кетон, суффикс «он») — и ещё несколько.
Это, конечно, не все номенклатурные единицы и не все функциональные группы, но, думаю, принцип вы поняли. Если вы выучили этот материал, то для вас не составит труда, например, отгадать C-C-OH (этанол).
Сделайте табличку, левая часть которой будет содержать формулу типичного представителя нужного вам класса (например, пропаналь — представитель альдегидов), а правая — 3-4 типичные реакции с ним (например, серебряное зеркало). Сам процесс расписывания формул в этой таблице отлично помогает запомнить типичные свойства нужных вам классов соединений.
Особенно важно (для дальнейшего курса биохимии) помнить свойства кислот, аминосоеднений и кетонов.
Вам очень могут помочь школьные учебники по химии за 10 класс (там, где изучалась неорганика).
Про латинский язык
Грамматика в латинском языке не самая простая. Даже произношение разных буквенных сочетаний имеет довольно объёмный список правил. Старайтесь их выучить, но, самое главное, налегайте на словарный запас.
Как я уже писал, можно, не зная всех правил, получать хорошие оценки исключительно из-за словарного запаса. Но в таком случае вы должны знать действительно много и из анатомической, и из клинической терминологии.
Моё наблюдение — многие преподаватели по латинскому языку очень любят студентов, которые знают большое количество слов. Особенно выгодны для вас ситуации, когда требуется перевести какое-либо слово, весь поток молчит, а вы отвечаете. Пусть в самом начале семестра таких ситуаций будет несколько — вы сразу завоюете симпатию преподавателя. Именно для этого я создал небольшую подборку из уроков лексики латинского: , и .
Старайтесь учить слова небольшими группами, создавать ассоциации для каждого слова. Я, например, сидя на парах по истории, иногда писал на полях 5-6 латинских слов по памяти и подписывал переводы. Это нужно делать и дома, в перерыве между другими занятиями. Не отнимает много времени, но запоминается прекрасно.
Про биологию
Не буду дублировать уже написанное мной в статье про . Там, на самом деле, все рекомендации по работе с этим предметом я расписывал. Повторюсь только, что на ютубе есть канал от замечательной девушки Александры (увы, не знаю фамилии), где практически каждая тема курса биологии филигранно разложена по полочкам. Не устану повторять, что её урок про митоз — произведение преподавательского искусства.
Про бесполезныe немедицинские предметы
Педагогика, психология, философия, русский язык, математика — речь идёт именно о них.
Я всегда был сторонником правильного распределения времени — то есть, на парах по психологии и педагогике я всегда припрятывал записи по БОХ, схемы по анатомии или что-то в этом роде и занимался, по большей части, именно этим. Такая тактика полезна, с одной стороны — вы занимаетесь реально полезной вещью, а не той, которая вам пригодится лишь при разгадывании кроссвордов.
Однако, они могут таить в себе серьёзную опасность для студентов, особенно для тех, кто учится на бюджете. Если вы будете откровенно пренебрегать немедицинским предметом, то он может обернуться для вас большими проблемами. Старайтесь не наживать себе неприятностей из ничего — разумнее всего просто честно отсидеть на всех парах, пару раз ответить, получить автомат и спокойно учится дальше.
Но тем не менее:
Прелесть первого курса в том, что, как говорил один мой уважаемый коллега, «на первом курсе умнеешь не по дням, а по часам». Это действительно так — на вас за год сваливается гигантское количество новых знаний по самым разным предметам, только успевайте их впитывать. Разумеется, главные вещи — это анатомия, гистология, несколько химий и прочее. Но и на немедицинских предметах можно (наверное) узнать что-то полезное. Не пренебрегайте этой возможностью!
Вот и настал долгожданный счастливый момент для недавнего выпускника средней школы - начались занятия в вузе. Но как вести себя на первом курсе новоиспеченному студенту? На что обратить внимание? Как не допустить досадных ошибок и не быть отчисленным после первой же сессии? Как провести с максимальной пользой предстоящие четыре-шесть лет учебы?
- Сразу четко сказать себе: я отвечаю за себя, за свое настоящее и будущее. С полной ответственностью относиться к своим обязанностям и открывающимся в связи с поступлением возможностям. Теперь спрос будет с новоявленного студента, а не с родителей. Не могу, не получится, слишком много нужно изучить в короткий срок и прочее в том же духе - это настрой вчерашнего школьника. А первокурсник - взрослый человек и должен уметь быстро перестроиться и стараться впитывать нужную информацию в огромных объемах, как губка.
- Не расслабляться, с первого дня активно включаться в серьезную учебу. Раскачиваться, привыкать, втягиваться в новый процесс обучения некогда. Ежедневно учить, разбираться в непонятном, искать дополнительную информацию. Только в вузе можно свое время полностью посвятить образованию и становлению как успешного профессионала. Библиотеки должны стать вторым домом.
- Узнать, какие дополнительные возможности для повышения уровня образования предоставляет вуз (выучить еще один язык, подготовиться к сдаче его на международный сертификат и т.д.). Обычно работают многочисленные курсы, факультативы, научные общества, семинары позволяющие студенту расти интеллектуально и профессионально.
- Добросовестно посещать лекции, внимательно слушать, записывать. Кто-то удивится, зачем говорить о том, что и так само собой разумеется. Затем, что некоторые приходят, чтобы поспать после бурного отдыха или заняться своими «важными» делами. Некоторые ухитряются отметиться и уйти во время перерыва. Спрашивается, зачем поступали в вуз? Чтобы отдыхать, хвастаться количеством прогулов?
- Тщательно готовиться к семинарам, практическим работам, принимать в них активное участие. На таких занятиях первокурсник имеет возможность проявить свое рвение в стремлении освоить профессию, индивидуальность, зрелость мышления, взглядов, умение получать новые знания, анализировать и излагать их, применять в действии. Свои наработки активно оформлять в статьи, научные рефераты, печатать.
- Подробно узнать о правилах поведения, традициях, установленных в вузе, и соблюдать их.
- Проявлять инициативу, активно участвовать во неучебной деятельности вуза: шахматных турнирах, спортивных соревнованиях, творческих студенческих объединениях.
- Всемерно стараться устанавливать дружеские отношения с однокурсниками, общаться, помогать, если просят. Это люди одной профессии, а значит будущие партнеры и конкуренты. Поэтому важно налаживать с ними конструктивные, дружеские отношения.
- Ставить правильные цели. Успешно сдать зачет, сессию - это не цель, а скорее подтверждение серьезности намерений студента стать отличным специалистом. Цели должны быть масштабные, долгосрочные, работающие на успешное будущее, например, как можно больше получить разнообразных знаний по профессии, пройти стажировку на современном объединении, заводе и т.д.
- Внимательно проанализировать возможные перспективные предприятия, объединения, организации, куда бы можно было устроиться на работу уже во время учебы в вузе. Пусть на полставки или вообще бесплатно - зато появляется возможность приобрести неоценимые знания, практические умения, навыки, которые потом помогут быстро освоиться в профессии, а также завязать полезные знакомства. Не исключено, что после вуза там интересно будет и остаться работать.
Первый курс очень ответственный, интересный, насыщенный. Его нужно выдержать с достоинством.
Огромная душная аудитория, заполненная абсолютно неизвестными тебе лицами. Кто-то уже общается, про кого-то шушукаются за спиной, чьи-то имена звучат, вроде «А, это же тот самый Петров...» Ты стараешься держаться уверенно, но на самом деле внутри тебя - смешение страха и невероятной новизны. Таким я помню свой первый день в университете.
Все, кроме меня, казалось, уже хорошо знали друг друга - кто-то вместе ходил на курсы, кто-то подружился ВКонтакте ещё в августе через общую группу курса. Некоторые показались дружелюбными с первого взгляда, а кто-то уже начал раздражать, как та девочка, которая тут же протолкнулась к куратору и закричала, что будет старостой.
В любом случае, это интересный опыт, который получает каждый первокурсник. И неважно, каким он будет, это один из самых волнительных моментов «новой жизни». Именно поэтому мы собрали советы студентов, которые помогут быстрее адаптироваться в новом коллективе и запомнить первый день в университете.
Екатерина, выпускница СПбГУ
В начале учебы я не старалась дружить со всеми подряд. Скорее, я была дружелюбным одиночкой. То есть сама я не стремилась ни с кем знакомиться, потому что я в принципе человек тихий и компайнеской себя не считаю. Но если кто-то обращался, начинал разговор - то почему бы и нет.
Я присматривалась к новому коллективу месяца два - и не жалею о потраченном времени. Первый месяц котёл курса бурлит: ещё неизвестно, кто есть кто, кто окажется милым и добрым, а кто способен подставить под милой и доброй личиной.
Я почти не помню ребят, чья дружба с первых дней университета сохранилась по сей день. Многие из тех, кто бежали чмокать друг дружку в щёчку первого сентября, первого декабря проходили мимо друг друга, не здороваясь.
Подождите, когда всё устаканится. Пусть самая милая девочка впервые повысит голос на кого-то, желая стать старостой, пусть тихий хикка, сидящий всё время один, внезапно отпустит остроту, которая вас насмешит на строгой лекции (а искренний смех - это первый шаг к настоящей дружбе).
И не переживайте, если будете чувствовать себя несколько недель не в своей тарелке. «Нормальных друзей» без вас не разберут. К слову, с единственным товарищем, с которым мы продолжаем крепко дружить и по сей день, мы активно стали общаться только в начале третьего курса, когда оказались в одной группе. А лучшей подругой стала моя соседка по комнате - вообще с другого факультета. Вот и мотайте на ус.
Валерия, СПбГУ 2 курс
Завести первые знакомства было несложно. После вводных лекций я увидела, что компания моих однокурсниц идет куда-то и попросила присоединиться к ним, они с радостью согласились. Мы вместе пошли в кафе, обсудили первые ощущения и заодно познакомились. Говорили о мелочах – как получить зачетку, где найти деканат, и все в таком духе. С одной из однокурсниц мне удалось поболтать, когда у обеих возникли проблемы с пропусками. Оказалось, что она уже училась на этой специальности, и я начала «доставать» ее вопросами по поводу учебы.
Я всегда приходила в полупустую аудиторию и садилась за вторую - третью парту. Человек, который будет спать на парах или сидеть в телефоне, точно сядет на задние ряды. Я подумала, что лучше выбирать первые ряды: туда наверняка сядут студенты, пришедшие за реальными знаниями. На разных парах ко мне подсаживались разные ребята, это тоже была хорошая возможность познакомиться поближе.
Быстрее влиться в коллектив помогут совместные мероприятия, ведь вместе пережитые эмоции и воспоминания объединяют людей. Ходи на дополнительные лекции, мастер-классы, занимайся волонтерством. Можно предложить кому-то сходить с тобой за компанию.
Есть стереотип, что с новым коллективом обязательно нужно дружить и искать себе там новых лучших друзей, а это не так. Если отношения изначально не сложились и тебе никто не нравится, можно сначала попытаться разглядеть в людях что-то хорошее. Если не получается, то абстрагируйся от этой проблемы: ты пришел в универ за знаниями и опытом, стараешься ради своего будущего.
Лучше сохранить нейтральные отношения с коллективом, но он не должен становится главным пунктом в твоем обучении. Я не люблю создавать иллюзий о себе, поэтому предложу просто быть собой, чаще рассказывать о своем личном опыте и эмоциях, делиться полезной информацией и помогать другим.
Надежда, выпускница ИГУ
Я поступила на соцфак совершенно случайно, настолько случайно, что даже рассказывать стыдно. Поэтому особо не думала, получится ли влиться в коллектив, или нет. Зачисление, где зачитывают приказ, и вы все знакомитесь, проходило в конце лета. Мы как раз с друзьями накануне гуляли всю ночь, поэтому в университет я поехала не очень бодрая. Специально не сидела рядом с одногруппниками, чтобы не произвести плохого впечатления, да и самой ошибочных мнений не составить.
Затем первого сентября у нас был небольшой тренинг, где все по очереди рассказывали о себе. Когда я зашла в аудиторию, все уже сидели по парочкам. Тогда я заметила самого странного в кабинете парня с напульсником на пальце и наугад села с ним. Он оказался неплохим собеседником, уже позже мы вместе с ним решили организовать команду на «Что Где Когда». Туда же позвали девочку, с которой поначалу мы жутко раздражали друг друга, а позже стали лучшими подругами.
С первого взгляда не угадать, как сложатся отношения с одногруппниками. В какой-то момент я поняла, что мне повезло с коллективом. Мы с ребятами выбивали поездки на всякие форумы, конкурсы и конференции, на Новый год играли в тайного друга, собирались постоянно, дарили тортики на день рождения.
Первокурсникам хочется напомнить, что если ни с кем не хочется разговаривать, то лучше не разговаривать вовсе. Но если с тобой начинают говорить, то нельзя быть овцой и грубить в ответ. Это, как минимум, невежливо, и ничем хорошим не закончится. А «авторитет» сам сложится со временем, здесь обмануть никого не получится.
Знакомство с новым коллективом - это всегда волнительно. Но не стоит бояться новых людей. Мне, честно говоря, повезло с одногруппниками, у нас еще до дня посвящения появилась беседа во ВКонтакте, в которой практически все познакомились друг с другом. Уже на этой стадии у нас более-менее наладился контакт, и при встрече было ощущение, будто мы уже давно знакомы.
Поверьте, ни у кого нет цели вас обидеть или оттолкнуть. Я, например, в первый день немного заблудилась, и мне помогла девочка, с которой мы были знакомы заочно - по переписке в общей беседе. Мы не сразу сблизились, но к концу семестра очень подружились.
В первый день постарайтесь познакомиться со всеми. Влиться в коллектив вам поможет только хороший настрой. Будьте улыбчивыми, не зажатыми. Ваша задача - расположить к себе сокурсников. Не стесняйтесь спрашивать о том, откуда человек, чем он увлекается, почему именно на эту специальность решил поступить. Участвуйте в общей беседе и не бойтесь говорить с людьми, вас никто не съест за то, что вы пошутили или посмеялись.
Не спешите с выводами о человеке. Вы все раскроетесь по ходу учебы. Нам однажды сказали в университете: “через некоторое время вы будете удивляться, как вы вообще могли дружить с этим человеком”. Этот закон действует и в обратную сторону. Через некоторое время вы можете обратить внимание на человека и подумать, как вы могли с ним не дружить?
И, наверное, самое главное - не надо выпендриваться. Чтобы поставить себя в новом коллективе, не обязательно демонстрировать свое превосходство, со временем все и так увидят вашу суть. Будьте проще, общайтесь, смейтесь, веселитесь, наслаждайтесь вступлением в новую жизнь!
Впервые я встретилась со своими одногруппниками на субботнике, обязательном для первокурсников нашего университета. Так мы и начали знакомиться, во время мытья стен коридоров филологического факультета. Сначала было волнительно, но волнение быстро улетучилось, когда мы разговорились с девочками из Казани и Иркутска. Оказалось, что среди поступивших на филфак немало ребят из других городов, и одним из первых вопросов, которые мы задавали друг другу, был вопрос «Из Петербурга ли ты?»
Познакомились все довольно быстро: большинство ребят оказались общительными и дружелюбными. Вообще, кажется, на филфаке собрались все: и музыканты, и художники, и актёры, и танцоры, так что многим было легко найти друзей по интересам. Прошло совсем немного времени после начала учёбы, и мы уже плели друг другу фенечки и пели песни на переменах.
В первые недели я поговорила почти со всеми, в том числе и с самыми молчаливыми ребятами, которые с глазу на глаз оказывались очень даже общительными. С несколькими девочками мы так и подружились.
Например, однажды одна из одногруппниц просто подошла ко мне по дороге на занятие по физкультуре и что-то спросила, после чего мы начали часто общаться. У нас нашлось немало общих интересов, один из которых - музыка (она с детства поёт в хоре, а я несколько лет играю на гитаре). Мы даже несколько раз пели песни под гитару и укулеле на нашем факультете.
Итак, несколько советов, которые я могу дать первокурсникам:
1. Пытайтесь познакомиться со всеми, в том числе и с ребятами, которые на первый взгляд кажутся необщительными.
2. Не бойтесь первыми начать разговор, так вы быстрее всех узнаете.
3. Говорите на разные темы и ищите друзей по интересам - наверняка найдутся ребята, которым интересно то же, что и вам.
4. Помогайте одногруппникам (поделитесь ручкой, листом бумаги, помогите найти аудиторию и т.д.)
5. Будьте дружелюбны и улыбайтесь