Кикимора в славянской мифологии. Кикимора. кикимора болотная — кто она
В славянской миологии существовало много необычных поверий и фантастических персонажей, легенды о которых до сих пор передаются из уст в уста. Так, до сих пор мы с легкостью объясняем, кто такие и водяной, и , ведьмак и кикимора. Трактовка каждого персонажа предполагает глубинный подтекст, уходящий корнями в древние времена.
История создания
История кикимор и биография рода берет начало в дремучих временах. Кикимора олицетворяет дух ночных кошмаров. Происхождение восточнославянского персонажа объясняется мифологией. По народным поверьям, это существо обитает в жилищах у славян и приносит всевозможный вред. Существует две вариации появления имени героини. По первому она звалась «шишимора». «Шиш» соответствовало нечисти, а «мора» – богине Морене. В другом объяснении «кики» расшифровывается как «горбатая».
Олицетворение нечистой силы, кикимора не имела друзей и ни с кем не общалась. У нее не было своего жилья, поэтому существо обитало в доме, где живет простой крестьянин. Кикимора не имела родственников и была неприкаянной. Сказки на вопрос, где живет существо в доме, отвечают, что она предпочитала располагаться за печкой. О своем присутствии она сообщала стуком, свистом, падением предметов и другими неприятными выходками.
Бытовало мнение, что в кикимор превращаются нелюбимые дети, а также маленькие некрещеные утопленницы. Кикиморы появлялись в результате романтического союза вдов и дев с огненным змием в обличии прекрасного царевича.
Древние славяне верили, что плотники и печники призывали кикимору, используя специальную куклу. Запрятав ее между стенами домов, мастера могли произнести заклинание, тем самым призвав бестию в дом. Поэтому мастерам всегда исправно платили за работу.
Жители Урала верили, что дети, пропавшие на болотах, были украдены кикиморами болотными. Они якобы обвивали ребенка веревками, затягивая в топи. Большинство деревенских легенд и баек, связанных с пропажей детей на болотах, повествовали о кикиморах. Мистические персонажи лишали своих жертв памяти и здравого сознания.
В славянской мифологии
Мифология предлагает множество объяснений появления образа болотной кикиморы. Самым правдоподобным является изображение невинных девиц, утонувших в грязной трясине болота. Некоторые байки описывали кикимору как жену . Выйдя замуж за этого персонажа, странное существо обретало возможность проживания в человеческих домах. Если же ее избранником становился леший, то болото навеки оставалось ее родным домом.
По легендам и преданиям кикимора была отрицательным персонажем с негативной энергетикой, направляемой на хозяйку жилища. Мифическое создание мешало вести домашнюю работу и налаживать быт. Кикиморы плели нити в обратную сторону и постоянно находились в движении, поэтому путали любую женскую работу. Помимо жилого пространства, существа избирали для поселения другие места. Им нравились хлева и бани, курятники и кабаки. Главным ориентиром для кикимор становились места скопления негатива. Поэтому чудовища выбирали грязные углы, где лежали старые ненужные вещи.
Изображение кикиморы было составлено благодаря народным поверьям, описывавшим внешность существа. Обычно ее представляли старой и страшной женщиной, горбатой, с всклокоченными волосами. Костюм был собран из старых обносков и лохмотьев. Голову венчал кокошник. У героини было худощавое телосложение. Ветер легко переносил бы ее с места на место.
Экранизации
Многосерийный мультфильм «Глаша и кикимора» – известный анимационный проект, рассказывающий о жизни фантастический вымышленных существ. Работа над ним велась с 1978 по 1995 год.
В 2011 году на большие экраны вышел художественный фильм «Кикимора, которая смеется», повествующий о психологических основах строения личности. Актриса Анна Троянская сыграла главную роль в ленте. Фото исполнительницы было использовано при оформлении афиш для проката картины.
Персонаж фигурировал и в мультипликационном проекте 2013 года «Как поймать перо Жар-птицы».
Несмотря на малое количество медиа-ресурсов, рассказывающих о фантастическом существе, оно входило в число популярных мифологических образов, воспеваемых славянами. Композитор Анатолий Лядов в 1909 году написал симфонию под названием «Кикимора».
- Болотные и домашние кикиморы отмечают день рождения в марте. Праздник, посвященный богине Маре (Море), приходится на 2 марта. Считается, что в этот день наступает весна. В этот день наши предки проводили ритуалы, чтобы задобрить божество. Первым ритуалом становилась генеральная уборка. Старой метлой выметали сор из дома, а затем сжигали ее. Ненужную одежду и посуду выкидывали со двора или оставляли на дороге.
- Изгнать кикимору можно было, призвав на помощь батюшку и обработав дом церковным ладаном. Чтобы сберечь дом и хозяйство, крестьяне окропляли животных, урожай и строения, делая мистические заговоры.
Кикиморой называют дух, который обитает в домах. Она считается женой . Есть еще Кикимора болотная. Название ее происходит от места жительства. Она живет на болоте и является женой . Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос.
Живет Кикимора за печкой или в хлеву с животными. Там она может их тайно остричь. Она может поселиться с курами в курятнике и там их ощипывать. Кикимора может напугать ребенка, спутать пряжу у хозяев. Любит она проказничать ночью: стучит горшками в печи, кидается луком, может подкатиться под ноги человеку и уронить его. Но иногда, на Кикимору нападает блажь, и она начинает творить добрые дела. Она может укачать ребенка, подмести пол или вымыть посуду. Что-то из посуды она обязательно разобьет.
В Кикимору верили еще в далекой древности. Название происходит от имени известной богини Морены. Ее могли еще называть Марой или Морой. Потом к данному имени приложили корень «кик», который обозначает горбатость.
Выглядит Кикимора старой и некрасивой. Имеет худое тело и маленькую голову. Волосы всегда растрепаны, лицо безобразно, а вместо одежды лохмотья. В некоторых местах Кикимору представляли как молодую, красивую девушку с длинной косой и совершенно голую, а иногда, как простую крестьянку. Иногда, можно встретить Кикимору мужского рода. Но это крайне редко.
Кикимора обычно не появляется людям. Считалось, что тот, кто ее увидит – умрет. Она обозначает свое существование только звуками: стуки, плач ребенка, пляски и песни. Иногда, людям в доме начинают мерещиться разные животные: свинья, заяц, собака. Это тоже работа Кикиморы.
Считалось, что стать Кикиморой может ребенок, умерший от аборта или девочка, которая умерла до . Многие верили, что если число Кикимор и абортов совпадет, то они будут ждать свою мать, чтобы забрать душу ее в ад.
Кикиморой становились девочки, которые были рождены от огненного змея, украденные или поменянные нечистыми силами. Кикиморы часто появляются там, где совершались убийства, рядом с болотами, там, где существует скопление отрицательной энергии. Кикимору могли напустить колдуны или простые злоумышленные.
День рождения Кикиморы – 2 марта. Этот день считается днем богини Мары. В этот день прощались с зимой и встречали весну.
В этот день мыли дома всю посуду, выкидывали всю старую и разбитую. От дома до Колодца или перекрестка подметали дорожку и там выкидывали посуду, старую одежду.
Иногда, Кикимора могла так досадить хозяевам, что они переезжали в новый дом. Но чтобы так кардинально не менять свою жизнь, некоторые пытались ублажить Кикимору или совсем ее выгнать. Помогала при этом шерсть животного, которую нужно было всунуть под шесток вместе с ладаном. При этом читали специальный заговор.
Можно еще поискать дома маленькую куклу. Если такая найдется, то нужно сжечь ее на открытом огне, и тогда Кикимора уйдет.
Кикиморы хоть и вредят человеку, но считаются намного добрее домовых. Пытается она нагнать беспричинный страх на людей, выжить их из дому, но большинство над ней только смеется и злиться.
В русских народных сказках тесно переплелись выдумка и правда. Каждый персонаж имеет определенный прототип, черты характера. Образ кикиморы также позаимствован из реальной жизни отдельного человека.
Образ Кикиморы в русских сказках
Кикимора – уродливая старая или немолодая женщина, со скрюченным носом, кожа зеленоватого оттенка, вся в лохмотьях. Напоминает Бабу-Ягу, как внешне так и по злодеяниям. Но в некоторых сказках бывает и доброй, даже помогает по хозяйству, ночью прядет, смотрит за детьми, если ее не злить и не провоцировать. Дружит с Бабой-Ягой, с лешим, с водяным. Обитает в лесу на болотах или в избе вместе с людьми.
Например, в одноименной сказке «Кикимора» предстает перед читателями невидимой помощницей ночью хлопочет по хозяйству, моет и расчесывает внучку Варю. Но позже, когда ее растревожили и обидели, становится злой пакостницей, не дает житья домочадцам, шумит и бьет посуду. Позже нечисть выгонят из дома и всё наладится.
А в сказке «Василиса Премудрая и Иван-дурак» изображена сердитой и хитрой старухой, живущей на топях. Здесь она заодно с Бабой-Ягой и вдвоем они стремятся погубить Ивана-дурака. Но, в конце концов, проделки зеленой болотной Кикиморы терпят крах, Иван-дурак не без помощи своей невесты смог обвести Кикимору вокруг пальца.
Образ Кикимора олицетворяет злую ворчунью и дотошную зануду старушку, которую можно встретить в любой деревни. Пожилые люди часто нуждаются в избыточном внимании и постоянной опеке, но не всегда внуки и дети их понимают и проведывают. Такой человек обижается на всех без повода, ему трудно угодит и задобрить, найти общий язык.
В каждой сказке есть доля правды, несмотря на вымысел и много придуманного. Кикимора – сборный образ, читатель сможет в ней узнать себя или кого-то из знакомых и соседей.
Кикимора домовая
–
богиня сновидений и иллюзий, дивная чародейка ночей, хранительница тайн
славянского рода, первая помощница Макоши – богини Судьбы….
У незримой высоты снова встретят на дороге.
Мокошь их опять зовет на заснеженной поляне,
Дева дивная встает, пусть заманит, не обманет.
Мы за ней идем туда, в сказку века золотого,
И последняя звезда освещает путь наш снова.
На болоте и в лесу, в каждом доме вместе с нами,
Тайну знания несут, нашими владеют снами.
О, Кикимора моя, будь со мною откровенна,
Где-то там, в огне сгоря, ты восстанешь непременно.
Птица сказочная снов, снова будешь где-то рядом,
Дев, зверюшек и котов, обижать нам всем не надо,
Кто бы знал, какая мощь, скрыта в них, какая сила.
И опять спешит помочь нам Кикимора красивая.
Если спят богини там, за неведомым болотом,
То шагает по следам, у нее всегда заботы.
Не забыты мы в глуши, там, где капищ нет в помине
Девы, ангелы, коты, нас с тобою не покинут.
Как хранители в тиши, нет, они нас не оставят.
И Кикиморы в глуши снова этим миром правят.
Девы, ангелы, коты, в мире, где заснули бог
У незримой высоты снова встретят на дороге. (Любовь Сушко)
Кикимора (шишимора, суседка, мара) — персонаж восточнославянской мифологии, один из видов злого духа - домового-женщины (жена домового). Кикимора в облике карлика или маленькой женщины, с маленькой как напёрсток головой и телом тонким, как соломинка. Несмотря на свое убожество, видит она далеко по поднебесью, скоро бегает по земле, пробирается в жилище и поселяется и живёт в доме за печью, занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам, например, рвёт или путает нитки и пряжу. Кикимора может вредить домашним животным, в частности курам, выщипывая у них все перья, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от неё служит «куриный бог» — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки.
Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника: кикимора его очень любит и за угождение может всех оставить в покое.
Но самое лучшее и надежное - призвать на Герасима-грачевника (4/17 марта) знахаря, и особыми, потайными заговорами изгнать непрошеную гостью.
Весьма помогает комок верблюжьей шерсти с ладаном, подложенной под шесток с присловьем: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя каменными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черной смолою!»
Боятся кикиморы медведей, и в прошлом часто сергачей (медвежьих поводырей) нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.
Считается, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещеными. Крестьяне верят, что кикимору могут «напустить» при строительстве дома плотники или печники, желающие по какой-либо причине навредить хозяевам. Для этого мастера делали из щепок и тряпок фигурку «кикиморы» и закладывали её под матицу (главную балку) или в переднем углу дома. Сейчас считается, что кикимора - это жертва аборта женщины - сколько абортов сделала женщина, столько кикимор она и породила. В момент смерти женщины все её кикиморы приходят к ней, чтобы увлечь её душу в адские миры. Кикимора - проявление злого духа Мары (Кики-Мара). Мара — это общеиндоевропейское имя ночного демона, насылающего наваждения и страшные сны (отсюда "кош-мар"). В европейских легендах Мара садится на грудь спящего, вызывая удушье. Кикимора схожа с мокушей — злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши.
Кикимора болотная (лесная)
Жена лешего (лешачиха, лопаста), которая живёт в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам.
Кикимора
болотная - любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и
болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть
невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина,
путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся
путников в трясину, где она и обитает.
Её иногда изображали и красавицей. Глаза — зеленее некуда. Причёска — не прикопаешься. Пышная грива изумрудных волос, с аккуратно вплетёнными цветами и ягодами. Лягушачья грация в движениях рук. Весёлый незлобивый характер. Она обожала играть, балуясь. передразнивала всех подряд соседей. С самого утра на болоте был слышен её заливистый смешок вперемешку с голосами птиц и лягушек. Подражала их голосам виртуозно, поэтому ее и путали постоянно с кем-то.
....Она выходит в этот час опять,
Когда русалки в полночь отдыхают,
Природу дивным танцем чаровать…
Одна из самых загадочных фигур славянской мифологии и связанных с ней магических представлений, является кикимора. Существо, которое с одной стороны, как бы все время остается в «тени» внимания простых людей, но с другой стороны, способная причинить достаточно серьезный вред, о чем говорит тайна ее имени. Так кто же такая кикимора?
Кикимора - нечистый женский дух, обитающий в жилых домах, также связанный с ночными кошмарами.
Кикимору обычно представляют уродливой, сгорбленной старухой, в лохмотьях, неряшливой, с распущенными волосами. Довольно часто кикимору изображали в бабьем кокошнике на голове. Кикимору также представляли в образе крохотной женщины или старушки.
Большую часть времени кикимора остается невидимой, и свое присутствие выдает лишь по ночам в период святок или только в ночь перед Рождеством. Кикимора дает знать о своем присутствии различными действиями (бросанием предметов, битьем посуды) либо голосом, шумом: ее голос звучит глухо, как будто из пустого места.
Как и многие другие нечистые духи, кикимора обладает способностью стремительно передвигаться с места на место, исчезать в одном месте и показываться в другом, а кроме того обладает знанием будущего.
Тайна имени «кикимора»
Имя кикиморы состоит из двух частей: «кик» и «мора». Первая часть происходит от глагола «кикать» - «кричать, плакать, причитать». Вторая часть восходит к общеславянскому корню «мор», что означает «смерть». Таким образом, вредоносная суть этого кикиморы отражена в ее имени, а именно «та, что накликивает смерть».
Происхождение кикиморы
Происхождение кикиморы в народном сознании связывалось с представлениями о «нечистых» покойниках. Кикимора появляется в домах, построенных на «нехорошем» месте, например, на меже либо на месте захоронения «нечистого» покойника. Кое-где также полагали, что кикиморами становятся дети, умершие некрещеными либо похищенные нечистой силой.
Кроме этого, бытовало мнение, что кикиморы - это неотпетые покойники или проклятые люди. А иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея.
Колдовской «подселение» кикиморы
Кроме «естественного» появления кикиморы в доме, также существовало и ее колдовское «подселение» к не угодному для мага человеку. Для этого обычно делали из щепок и тряпок куклу, которую помещали над центральной потолочной балкой или за печкой, а также в местах сильно захламления. Это действие сопровождалось специальным вредоносным заговором. В результате жильцам начинали мерещиться разные тени, образы животных и тому подобное.
Зло, причиняемое кикиморой
Согласно традиционным представлениям, кикимора может выступать в роли предвестницы преимущественно плохих событий. В частности, появление кикиморы в доме или хозяйственных постройках практически повсеместно воспринималось как плохое предзнаменование - беспокойный дух начнет вредить в хозяйстве и досаждать домочадцам.
Во многих местностях считали, если кикимора привидится за прядением, это к смерти кого-либо из домочадцев. Когда она выходит из подполья или плачет - тоже к несчастью.
По народным поверьям, работу, до которой дотронется кикимора, хозяйке потом трудно закончить. Также известно, что кикимора «работает» неопрятно и сама никакую работу до не доводит конца. Например, если она потрудится над недошитой вещью, то ее придется все время распарывать и шить заново.
Проказы кикиморы подчас могут стать настолько опасными, что если время от нее избавиться, то она даже может выжить людей из дома.
Также кикимора пугает по ночам маленьких детей, портит хозяйственную утварь, мешает в рукоделии, мучает кур и выщипывает у них перья, может выстричь клочья шерсти у домашних животных и так далее.
© Алексей Корнеев