9. Какие последствия для меня и моей семьи за ст.6.9 Статья 6 точка 9 коап рф
Ранее я неоднократно публиковал статьи в которых анализировал составы различных преступлений. На этот раз я решил препарировать состав административного правонарушения.
Побудило меня к этому обращение нашего коллеги , который столкнулся с делом по ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ и предложил поработать совместно.
Поскольку подзащитный находился в регионе коллеги Паншева С.Л., то от меня не требовалось личное участие, а лишь дистанционная помощь связанная с анализом материалов дела на предмет наличия оснований для обжалования постановления суда первой инстанции.
Поскольку сроки обжалования истекали, то нам с коллегой пришлось в авральном режиме, путем коллективного мозгового штурма, найти хоть сколь-нибудь веские доводы для жалобы.
Не даром говорят: одна голова хорошо, а две лучше. Буквально за пару дней и одну ночь мы совместными усилиями составили мотивированную жалобу, найдя такие аргументы, опровергнуть которые казалось бы не возможно.
Но, оказывается мы были весьма наивными, когда полагали, что суд озадачится опровержением наших доводов. Мы забыли, что у российских судей есть неписанное право ничего не опровергать, а просто составить документ формально являющийся решением суда, а по сути пустой отпиской.
Однако это все предисловие, а теперь по существу заявленной темы:
Статья 6.9 КоАП РФ предусматривает ответственность за доказанный факт потребления наркотического средства или психотропного вещества, за исключением тех случаев, когда употребление было предписано врачом.
Кроме того в диспозиции содержится специальное условие, согласно которому ответственность по ст. 6.9 КоАП РФ наступает лишь в том случае, если отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ.
Надо заметить, что ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за тоже действие, что и ст. 6.9 КоАП РФ, но конкретизирует место совершения правонарушения, т.е. факт потребления должен быть зафиксирован исключительно «на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах» .
Таким образом можно сказать что ст. 6.9. является общей нормой, а ч. 3 ст. 20.20 специальной.
Наш подзащитный давал объяснения о том, что он выкурил найденную им сигарету находясь в парке г. Ростов-на-Дону. Факт употребления марихуаны был выявлен в ст. Кущевской, где он и был предан суду.
То есть, фактически, употребление имело место в общественном месте и действия нашего доверителя следовало квалифицировать по ч. 3 ст. 20.20 КоАП РФ. Но…
Следует заметить странность в санкциях данных статей КоАП РФ. Казалось бы, что за употребление в общественном месте ответственность должна быть строже, чем за аналогичное правонарушение совершенное в например в собственной квартире. Но не тут то было, оказывается санкции абсолютно одинаковые: штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Одинаковая санкция и для специального субъекта «иностранный гражданин », коим является наш с коллегой Паншевым С.Л. подзащитный: штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы РФ.
Здесь надо сделать отступление и сказать, что нашему подзащитному суд назначил наказание в виде 15 суток с последующим выдворением. Поскольку выдворение является не дополнительным, а основным наказанием, то просить суд пересмотреть решение, в этой части, по аналогии с другим , было бесперспективным.
Между тем именно угроза выдворения имела существенное значение для нашего подзащитного, поскольку он являлся студентом и выдворение лишало его возможности завершить обучение и получить профессию.
То есть переквалификация с одной статьи на другую ровным счетом ничего на не давала. Так нам казалось, пока мы не посмотрели на это дело под другим углом.
Суть в том, что одним из «нерегламентированных» способов защиты по делам об административных правонарушениях является затягивание сроков рассмотрения дела, поскольку прекращение дела за истечением сроков является вынужденной альтернативой прекращения дела по иным реабилитирующим основаниям.
В этой связи переквалификация стала необходимой, не столько для устранения ошибки в квалификации, сколько для изменения территориальной подсудности, что само по себе дает шанс на то, что срок привлечения истечет раньше чем будет вынесено решение законным составом суда.
Таким образом, первым нашим доводом было то, что суд допустил ошибку в квалификации, т.е. применил общую норму, когда следовало применить специальную.
Вторым доводом было то, что дело рассмотрено не надлежащим судьей, поскольку местом совершения правонарушение является место потребления, а не место выявления факта употребления, следовательно, согласно ст. 29.5 КоАП РФ, дело подлежало рассмотрению в одном из судов Ростова-на-Дону (административное расследование не проводилось).
Третьим нашим доводом было то, что состав потребления отсутствует, поскольку не установлена объективная сторона правонарушения (время, место) и не доказана субъективная сторона (прямой умысел).
В качестве альтернативы мы намекаем суду на ст. 20.21 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за факт появления в общественном месте в состоянии опьянения и, в качестве меры наказания, не предусматривает выдворение из России. Суды любят «соломоновы решения».
Эта позиция была обусловлена следующими соображениями. Сам факт поимки в состоянии опьянения является основанием лишь для ответственности по ст. 20.21 КоАП, но не может автоматически служить основанием для ответственности по ст. 6.9 КоАП, поскольку доказыванию подлежат разные факты.
Согласитесь, если бы это было не так, то зачем законодателю огород городить и предусматривать ответственность как за опьянение так и за употребление, если поимка в состоянии опьянения автоматически влечет ответственность за употребление?
В том то и дело, что ответственность разграничена не случайно, поскольку мыслима ситуация когда вас против вашей воли привели в состояние опьянения, но после этого вы сознательно будучи пьяным пошли погулять.
В такой ситуации ответственность за потребление отсутствует, но вас безусловно привлекут за появление пьяным.
Мыслима и иная ситуация, при которой вы умышленно употребили и намеривались отсидеться дома, но вас против вашей воли выволокли на центральную площадь города, где и оставили.
Понятно, что пьяным в общественном месте вы появились без умысла, но вот за умышленное потребление вас привлечь можно.
Но, по правде сказать, что касаемо нашего доверителя, то в деле отсутствовали какие либо доказательства того, что у него было выявлено состояние опьянения, поскольку эксперт установил лишь факт потребления марихуаны, а не состояние опьянения.
Это оставляет нам шансы на полное оправдание доверителя. Кроме того у нас с коллегой имеются и иные доводы о которых мы пока предпочли умолчать.
Кому интересно посмотреть на материалы дела, прошу ознакомиться с ними
1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20 , статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, -
Судебная практика и законодательство - КоАП РФ. Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Усмонова С.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25.09.2014, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 08.10.2014 N 7-1064/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 31.12.2014 N П4а-1575, вынесенные в отношении Усмонова С.М. (далее - Усмонов С.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 , настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, -
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 настоящего Кодекса.
Положения статьи 6.9 КоАП РФ используются в следующих статьях:-
Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ
Уклонение от прохождения лечения от наркомании или медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, освобожденным от административной ответственности в соответствии с примечанием к статье 6.9 КоАП РФ, либо уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации лицом, на которое судьей возложена обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, -
-
Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним
1. Умышленное нарушение спортсменом установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании или попытке использования спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте осуществление указанных действий не является нарушением антидопинговых правил, а также случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьями 6.9, 20.20 и 20.22 КоАП РФ), -
- Судьи
-
5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 КоАП РФ, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к статье 6.9 КоАП РФ, либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.
СТ 6.9 КоАП РФ
1. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, статьей 20.22 настоящего Кодекса, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, -
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -
влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Примечание. Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.
Комментарий к Ст. 6.9 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Объект правонарушения - здоровье населения.
Статьей 40 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах установлен запрет на потребление в Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача (о понятии наркотических средств и психотропных веществ см. комментарий к ст. 6.8 КоАП РФ).
2. Объективная сторона заключается в совершении в нарушение установленного порядка действий по употреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах) и ст. 20.22 КоАП РФ (нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ) (см. комментарий к ст. ст. 20.20, 20.22 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 25 Закона о наркотических средствах и психотропных веществах отпуск наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам производится только в аптечных организациях при наличии у них лицензии на указанный вид деятельности. Перечни должностей фармацевтических работников, а также организаций, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 13.05.2005 N 330 "О Перечне должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым предоставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам").
Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Списки II и III (см. комментарий к ст. 6.8 КоАП РФ), отпускаются в медицинских целях по рецепту.
Минздрав России определяет максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте. При назначении наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III, лечащий врач или фельдшер, акушерка, на которых возложены функции лечащего врача, должны опросить больного о предыдущих назначениях наркотических средств и психотропных веществ и сделать соответствующую запись в медицинских документах.
Аптечным организациям запрещается отпускать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Список II, по рецепту, выписанному более пяти дней назад.
Рецепты, содержащие назначение наркотических средств или психотропных веществ, выписываются на специальных бланках, форма которых, порядок их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правила оформления устанавливаются Минздравом России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Выдача рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, без соответствующих медицинских показаний или с нарушением установленных правил оформления запрещается и влечет уголовную ответственность.
Следует обратить внимание и на тот факт, что лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, может быть направлено на медицинское освидетельствование, которое проводится по направлению органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи в медицинских организациях, специально уполномоченных на то федеральными органами исполнительной власти в сфере здравоохранения или органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения.
3. Субъективная сторона предполагает наличие только умышленной формы вины. Виновный осознает, что осуществляет противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает их наступления либо сознательно допускает.
4. Субъект правонарушения - вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет (ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ), а также иностранный гражданин или лицо без гражданства (ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ) (см. комментарий к ст. ст. 1.4, 2.6 КоАП РФ).
5. Согласно примечанию к комментируемой статье лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
7. Протоколы о данных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).