Урок литературы по рассказу В.Астафьева "Фотография, на которой меня нет" методическая разработка по литературе (8 класс) на тему. В.П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет Синквейн содержание на фотографии которой меня нет
Урок литературы в 8 -а классе
Проектная технология в рамках личностно-ориентированного обучения
Тема: Тема памяти в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Цель: показать непреходящее значение памяти как нравственной ценности.
Задачи:
Образовательная –провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, раскрыть своеобразие рассказа; способствовать формированию потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.
Развивающая – учить детей выражать свое отношение к прочитанному, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы; р азвивать познавательную самостоятельную поисковую деятельность, критическое и творческое мышление, коммуникативные навыки учащихся, навыки работы в группе, устною монологическую речь. Воспитательная – способствовать процессу духовного развития, приобретения нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитывать гражданскую позицию, гордость за место, где живешь и учишься,
Технологии: проблемный вопрос, развития критического мышления, проектная.
Методы : частично-поисковый, словесный, наглядный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная
Метапредметные связи-история и литература.
Тип урока-урок новых знаний
Ход урока
Организационный этап.
Садитесь, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я надеюсь, вы порадуете меня и их своей активной работой.
Мотивирование уч-ся, определение темы урока.
-Прочитайте отрывок из стихотворения поэта Берлина.
(слайд 1)
Дальних лет мгновенные картинки,
Как магнит, приковывают взгляд
Магией старинных фотоснимков ,
Что на нас из прошлого глядят.
В срезах нашей памяти ожившей ,
Памяти отцов и матерей –
Дар, крупицы жизни сохранивший ,
Как окаменелость в янтаре. (А. Берлин)
Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.
Найдите ключевые слова в стихотворении (старинные фотоснимки, прошлое, память ожившая, дар, крупицы жизни)
Что поэт считает важным?
Значит, о чем мы будем говорить? (памяти, фотографии)
Сформулируйте тему урока. (Тема памяти в рассказе…) Слово память очень важно сегодня на уроке.
Какой может быть главный вопрос урока (В чем значение памяти? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?)
Этап Активизация опыта уч-ся. Подготовка уч-ся к восприятию и интерпретации рассказа.
Дома вы прочитали рассказ В.П. Астафьева " Фотография, на которой меня нет »
Кластеры
Как вы думаете, какое слово в названии рассказа является ключевым? (фотография)
У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «фотография».
(Работа в группах).
Проверка( ученик дописывает кластер на доске) Ассоциации: память, детство, история, семья и т.д.)
Итак, фотография -это прежде всего память. Давайте обратимся к памяти. Я попросила вас принести фотографии из семейных альбомов. Среди них мы видим много старых, пожелтевших снимков. Расскажите о них. (4 чел-ка Ильин М., Чепикова И., Лесной В.,Мельникова М.)
(Учащиеся комментируют свои фотографии).
А вот на этой фотографии мой дедушка, Шкадов Петр Иванович, в годы войны он был партизаном в Югославии.
Какие чувства вы испытывали, рассматривая эти фотографии?
Почему же мы храним фотографии? (потому что это память о дорогих нам людях, о близких.Фотографии помогают нам помнить о наших предках, о корнях, о своем детстве, о самых счастливых событиях нашей жизни, о жизни своей семьи.
Беседа, выявляющая читательское восприятие
Обратимся к самому рассказу.
Какое впечатление произвел он на вас?
О чем этот рассказ? Что показалось необычным?
Как вы думаете, почему рассказ назван именно так? (Название связано и с сюжетом, и с темой и идеей рассказа)
(Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой)
4 этап Восприятие нового материала.
Анализ рассказа.
В какое время происходит действие рассказа?(30-е годы, 20 века, Сибирь, родные места писателя)
Что мы узнаем из рассказа о жизни сибирской деревни в 30-е годы? (Трудная,полная лишений жизнь деревни, живут люди очень бедно, дома топятся печами, в них же готовят еду, в деревне до приезда учителей не было ни одного магазина, школа появилась тоже только после приезда учителя с учительницей.)
Словарная работа
Вам при чтении встречались незнакомые слова. Значение некоторых из них объясняется в сносках, а некоторых нет. Вспомните или догадайтесь, что значат слова. (2-3 слайды) (полушалок-шаль, небольшой платок; швырок- короткие дрова для топки печи, туес- круглая коробка из бересты, обычно круглая)
Слайд 4
А как вы понимаете смысл выражений:
парниша-ревун, домовничать, гужом ходили, ухарски гикая, настегала прутом, нудь в ногах, догляд людской...?
Как называются эти слова, какова их роль в тексте? (разговорные, диалектные)
Вывод: Эти слова и выражения помогают передать время, отраженное в рассказе, колорит эпохи.
В чем особенность композиции рассказа? Как он построен? (в форме воспоминаний о детстве, о событиях прошлого)
От какого лица ведется повествование? (1) От лица рассказчика, он же герой, и автор. Нам сложно провести грань между ними.
Можно ли назвать рассказ автобиографичным? (да, много деталей из биографии Астафьева, имя Витька,и герои,и место действия т.д.)
Работа с кратким словарем литературоведческих терминов.
Что такое литературная автобиография? (Попытка вернуться в собственное детство, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни.)
- Какое событие является завязкой действия? (приезд фотографа)
- Почему его приезд взбудоражил жителей, школу, учеников? (в деревню приезжали редко, это событие, фото бережно хранили)
Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь? (всем хотелось угодить ему чтоб хорошо сфотографировал, привыкли проявлять заботу)
Как школьники готовились к предстоящему событию- фотографированию? (Витька и Санька хотели быть в первом ряду...)
- Назовите героев рассказа.(Витя, бабушка, учителя, Санька)
А сейчас я предоставлю слово 1 группе.
Представление проектов.
1 группа
Тема нашего проекта-"Образ бабушки в рассказе В.Астафьева" Фотография, на которой меня нет"
Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.
Физкультминутка.
Закройте на минуту глаза и попробуйте мысленно перенестись на несколько десятилетий назад, представить школу 30-х годов.
-Послушаем 2 группу
Тема проекта-"Школа и ученики 30-х годов"
Душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.
- Приглашаем 3-ю группу
Учащиеся выступают с проектом по теме «Образ учителя в рассказе В.П.Астафьева « Фотография, на которой меня нет»
-Как вы понимаете фразу: «Они растворились в памяти народа»? Строки из завершающей части рассказа: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».
- Какие черты учителя из рассказа Астафьева, жившего и работавшего почти 70 лет назад, вы бы хотели видеть и видите в своих учителях (делятся мнениями).
- Обратимся к главному герою рассказа.
Защита проекта учащимися 4 группы по теме «Образ главного героя»
Вывод.
Прочитаем заключительную часть рассказа. "Школьная фотография жива..."
Почему же эти фотографии не вызывают смеха у рассказчика?(потому что «деревенская фотография – своеобычная летопись народа, настенная его история». История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории.)
Итак, заканчивая работу над рассказом, давайте подумаем, какие нравственные ценности находит Астафьев в своем рассказе и мы с вами.
Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?
-Итак, о чем же рассказ Астафьева? О том, как быть добрым,
–О человеческой памяти,
–О способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,
– О Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,
–О любви к родной земле.
- Вернемся к главному вопросу вопросу урока
Помогает память нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?
Вот что о значении память сказал Астафьев. (слайд 5)
Зачитайте высказывания других поэтов, писателей. (на листочках)
Цветаева, Лихачев о памяти.
5. этап Заключительный
Рефлексия.
А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах у вас есть памятки.
Синквейн (от англ. «путь мысли»)
Правила написания синквейна:
(учащиеся пишут синквейны и зачитывают их)
Составьте и запишите синквейн на тему «Память».
Память.
Историческая, нравственная.
Живёт, возвращается, поражает.
Прошлое не проходит бесследно.
Фотография.
Подведем итог нашей работы (слайд 6 Рефлексия)
Закончите предложение:
Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал... и т. д.
Оценивание проектов
-Дайте самооценку своей работы в группе.(в конце урока заполнить оценочный лист)
9. Домашнее задание. (слайд 7)
На выбор:
1. Придумать сюжет рассказа" «Фотография, на которой я есть».
2. Написать сочинение «Фотография рассказывает».
Итог урока
Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то приобщение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть».
В коробке – старых фотографий стопка
без дат, имён. Событий рвётся нить.
Немало тайн таит в себе коробка.
Кто? Где? Когда? Но некого спросить.
Как нашим детям научиться помнить,
суметь свой бег на миг остановить,
задумавшись, где их исток и корни?
Ведь позже будет некого спросить.
Группа 1
Группа 4
Группа 2
Группа 3
Примеры синквейнов
Память.
Хорошая, надежная.
Сохраняет, воспроизводит, воссоздает.
Счастлив обладающий ею.
Здоровье.
Память.
Грустная, угнетающая.
Останавливает, беспокоит, угнетает.
Жить с ней нелегко.
Воспоминание.
Память.
Светлая, радостная.
Помогает, присутствует, живет.
Хорошего человека не забыть.
Радость.
.
Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.
Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.
Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.
Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.
Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.
Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.
Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.
Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.
Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.
Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.
Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.
Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.
Кластер
Кластер
Данный урок ставит своей целью вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок литературы по рассказу
В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Тема: В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»
Цели урока: Вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.
Задачи:
о бразовательные :
- раскрыть жизненные, биографические истоки творчества В.П. Астафьева;
- совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
- вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.
развивающие :
- развивать способности к переключению уровней мышления;
- развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;
- развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)
воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
- воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;
- способствовать нравственному становлению личности учащихся.
Оборудование урока : компьютер (презентация, медиа-проектор), книга «Последний поклон», стенд «Старые фотографии», карточки для групповой работы, раздаточный материал: кластеры, синквейны.
Дальних лет мгновенные картинки,
как магнит, приковывают взгляд
магией старинных фотоснимков,
что на нас из прошлого глядят.
В срезах нашей памяти ожившей,
памяти отцов и матерей –
дар, крупицы жизни сохранивший,
как окаменелость в янтаре. (А. Берлин)
Ход урока:
- Оргмомент. Приветствие.
Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)
Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями. На этом уроке мы будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя».
- Стадия вызова:
Время неудержимо идет вперед, оставляя позади события и судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В повести писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И вместе с памятью он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.
Литература заставляет задуматься о том, что слово “память” должно быть священно.
Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.
Писатель только тогда писатель, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? На что надеялся? Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?
Это писатель. Личность. Человек. Гражданин.
1. Ответы по группам.
Вспомним основные факты из жизни писателя. Каждая группа по очереди называет одно важное событие биографии. (Работа в группах)
2. Узнай произведение и героев Астафьева (Коллективная работа)
Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении идет речь, назвать героя и главное событие:
1) « Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так долго искал, должна привести его к Енисею, иначе... он обессилеет и пропадет». («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)
2) « Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)
Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие происходит в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок жизни).
Именно воспоминаниям детства посвящена повесть «Последний поклон». Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”.
Прочитайте, пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости... И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него...»
Цель нашего урока: выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.
3. Кластеры
Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»?
У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «память». (Работа в группах).
Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. Но память позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. А фотография – это память, личная память.
- Стадия осмысления содержания.
1. Работа в группах, выполнение групповых заданий
Задание 1 группе.
Составьте связный рассказ о бабушке героя, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
1. Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
2. Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?
3. Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?
4. Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?
Начните свой рассказ со слов: “Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры...”.
В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что...”
Задание 2 группе.
Составьте связный рассказ об учителе Овсянской начальной школы, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
1. Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?
2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:
а) забота о школе;
б) отношение к детям и деревенским жителям;
в) случай со змеей.
3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?
Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель...”
В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что...”.
Задание 3 группе.
Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?
2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?
3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.
Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы...”.
В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что...”
Задание 4 группе.
Составьте связный рассказ о главном герое, включив в него цитаты, свои наблюдения и выводы.
1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:
а) приезд фотографа;
б) болезнь;
в) наблюдение за цветком;
г) отношение к школьной фотографии.
2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?
Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике...”.
В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что...”
2. Выступление групп.
3. Анализ последней части рассказа.
Какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки)
Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...”
В чем особенность построения этой части рассказа?
Она построен на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно.
Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни.
Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?
Вывод: автор утверждает, что история - это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.
Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, хочется зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”.
IV. Стадия рефлексии.
1.Синквейн
А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах лежат листочки.
Синквейн (от англ. «путь мысли»)
Правила написания синквейна:
- Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.
- Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.
- Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.
- Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.
- Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.
(учащиеся пишут синквейны и зачитывают их)
2. Закончите предложение :
Сегодня на уроке я открыл..., почувствовал..., узнал..., понял..., задумался..., испытал..., приобщился.... и т. д.
V. Домашнее задание:
Просмотрите фотоальбомы своей семьи.
Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к своим близким, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.
Составить презентацию «Фотографии рассказывают о семье»
«Фотография, на которой меня нет»
Произведение «Фотография, на которой меня нет» написал Виктор Павлович Астафьев. В нем он рассказывает о своем детстве, о себе, о жизни родной деревни.
Главный герой рассказа -мальчик Витя. Он сирота, живёт с бабушкой и дедом в деревне Овсянка в Сибири. Его прадеда, как и многих его односельчан, раскулачили и теперь в его родовом имении находится школа. Местные мужики сами сделали парты, а учитель и его жена смогли собрать деньги на карандаши и тетрадки. Так у ребятишек появилась возможность учиться. В довоенное время в деревне жилось очень туго, но деревенские жители жили одной семьей, помогая друг другу.
И вот в деревне намечается важное событие: приезжает фотограф, который будет фотографировать учащихся школы. Ребята долго обсуждали, кто где на фотографии будет сидеть. И решили, что впереди будут сидеть отличники. Витя и его друг Санька поняли, что их место в заднем ряду, «надулись» и пошли на увал. Там они долго катались на санках, промокли и замерзли. А ночью наступила расплата: у Вити сильно разболелись ноги, от переохлаждения обострился ревматизм. И в знаменательный для школьников день, мальчик не смог стать на ноги. Саня, чтобы поддержать друга, тоже отказывается фотографироваться. Витя болел долго, фотографию учителю пришлось принести ему домой. Мальчик очень обрадовался и долго её рассматривал. А бабушка ещё долго рассказывала соседям какой уважаемый человек к ним заходил.
Основная мысль
Рассказ «Фотография, на которой меня нет»- это небольшое воспоминание из жизни автора, где он рассказывает:
- о суровых буднях деревни в довоенное время;
- о помощи и взаимовыручке жителей;
- о сопереживании и настоящей дружбе;
- об уважении к учителям.
Он заставляет нас задуматься о душе, о человеческих ценностях и о том как дорога память. Автор, будучи уже взрослым, часто с улыбкой рассматривает пожелтевшую фотографию и вспоминает своё детство, учителя, своих одноклассников. Многие из них не вернулись с войны, но фото хранит о них память. Фотография-это наша память, наша история.
Класс: 8
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тема урока:
“И близких всех душа не позабудет…” (по рассказу В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”).
- углубление знаний учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева;
- формирование навыков анализа текста;
- развитие навыков выразительного чтения;
- воспитание гражданской позиции через литературное произведение.
Методические приёмы:
- рассказ учителя;
- выразительное чтение;
- беседа по вопросам;
- элементы анализа текста.
Слайды 1-2.
Оборудование: портрет В. Астафьева, компьютер, мультимедиа, презентация, музыка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным - полна,
И близких всех душа не позабудет…
Николай Рубцов
2. Актуализация знаний.
О чём мы говорили на предыдущем уроке? (О биографии В. Астафьева и его книге “Последний поклон”, которая достойна занять своё место на “золотой полке” отечественной литературы.
С какими рассказами-главами из книги писателя вы уже знакомы? (“Конь с розовой гривой”,“Васюткино озеро”).
О чём же эти произведения? (О том, как маленькие герои взрослеют, как формируется их характер).
3. Беседа учителя с учащимися по содержанию рассказа В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”.
Учитель. В повести В.П.Астафьева “Последний поклон” рассказывается о том, как мальчик познаёт мир, свою малую родину, как осознает, что любит её, как становится личностью. А ещё эта повесть о старших, о тех людях, которые готовили мальчика к сложной взрослой жизни.
“Последний поклон” - это разговор о детстве и о тех людях, которые согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук, заронив в душу его семя живительных исканий”.
Слайды 4-5.
Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.
Каков сюжет рассказа? (Приезд фотографа. Витька простудил ноги и не смог сфотографироваться).
Найдите основную мысль рассказа. (Последнее предложение текста).
Объясните смысл этой фразы. (История – это не только войны, перевороты, кризисы; история складывается из историй и судеб людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. А у писателя память, воспоминания становятся частью художественного произведения).
В какое время происходит действие рассказа? (30-е годы 20 века, Сибирь – родные места писателя).
Чем живет русская деревня в эти годы?
Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило: сфотографироваться в то время? (В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).
Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
1) всем хотелось угодить;
2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, но им обидно. По сути, фотография должна всех объединить). Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”.
Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька – друг). Ответ: стр. 225.
В рассказе есть ещё один герой, которому отведено много места. Это бабушка Витьки, которая лечит мальчика, чтобы тот смог сфотографироваться.
Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Запишем их на доске и в тетрадях: доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.
А теперь наши ассоциации соотнесём с художественным образом бабушки Катерины Петровны: такой ли Астафьев изобразил свою героиню? (Соединяет многие качества, хранительница народной мудрости, семьи, защитница детей).
Чтение отрывков:
1) стр. 223 от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;
2) стр. 224 от “Бабушка уже не колотила…”
Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).
Учитель. (Запишем в тетради).
Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?
Лечение: натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане;
Окна в доме, стр. 226 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;
Слайды 9-10.
Цветы в доме, стр. 228 от “После того как загорались…” до конца абзаца;
Отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).
Хорошая бабушка у Витьки?
Вспомним, а с какой целью приезжает в деревню фотограф? (Сфотографировать учеников школы).
Кто был инициатором этого события? (Учителя).
Расскажите об учителях Виктора.
Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение).
Чтение: стр. 231 от “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
“Я принёс тебе фотографию, - сказал учитель.
Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? (“немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).
Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок, нет условий, но они не сдаются.
Чтение: стр. 235 от “Прошли годы…” до конца абзаца.
Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна… Это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына. Живя рядом с такими людьми, каким должен расти, по вашему мнению, Витя?
Мы знаем, что он сирота, самый родной человек для него – бабушка.
Каким человеком становится герой рассказа? Подтвердите свои доказательства примером из текста. (Отзывчивый, любознательный).
Почему нет страшных картин сиротства, трудной жизни? Цель автора: показать формирование характера героя. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, он тоже тянется к солнцу, свету, теплу.
Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было? (Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).
Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию? (Фотография воскрешает в памяти дорогие картины из далекого прошлого: события, людей, родные места).
Почему не смеётся?
Чтение: стр. 235 “Смотрю, иногда улыбнусь…”
Зачитаем последний абзац: “Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история”.
Как понимаете эти слова? (История заслуживает внимания и уважения.) А наш герой научился быть внимательным и уважительным.
Подведение итогов.
1. Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
О том, как быть добрым,
О человеческой памяти,
О способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям,
О Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит, но она присутствует в рассказе незримо,
О любви к родной земле.
2. Каков герой Астафьева?
Благородный. Помнит добро, ценит любовь и заботу. Это совестливый человек, который не прощает себе прошлых ошибок. Ему дорога память о прошлом, об истории народа, которая складывается из памяти каждого человека. Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл, заключающийся в каждой фотографии: “И близких всех душа не позабудет…”
Портрет В. Астафьева.
Слайды 17-18.
3. Подведение итогов урока.
4. Дом задание:
а) принести фотографию из семейного альбома;
б) подготовить рассказ о ней, пользуясь памяткой.
Литература
Г.А. Голикова. Урок по рассказу В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Литература в школе, 2005, 5.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
Дударева Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Верхнедеревенская СОШ»
Тема урока: В. П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Цели урока: углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П. Астафьева; обсудить содержание и выявить проблемы в рассказе «Фотография, на которой меня нет»; совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение; способствовать нравственному становлению личности учащихся.
Ход урока:
Оргмомент.
Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте те, кому нравится проводить время в общении с друзьями и делиться своими мыслями. Здравствуйте те, кто любит литературу.
II . Стадия вызова:
Писатель и время… Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить своё время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Что провозглашал? Что осуждал? Куда звал?
Кто для нас Виктор Петрович Астафьев? Это писатель. Личность. Человек. Гражданин, проживший жизнь с веком наравне.
1. Ответ по кругу.
Вспомним основные факты из жизни писателя. Каждая группа по очереди называет одно важное событие биографии. (Работа в группах)
2. Узнай произведение и героев Астафьева (Коллективная работа)
Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении идет речь, назвать героя и главное событие:
1) «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» - вспомнились ему слова отца и дедушки. И он стал припоминать всё, чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников. Перво-наперво надо развести огонь. Ладно, что спички захватил из дому». («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)
2) «Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.
- Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник». («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)
Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, делающее его взрослее, серьезнее, получает урок жизни).
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является составной главой из большого автобиографического произведения Виктора Петровича Астафьева «Последний поклон». (см. выставку книг Астафьева)
«Память моя, память, что ты делаешь со мной?!
Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости…И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него».
- Цель нашего урока: выяснить, какие проблемы раскрываеюся в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти, а также будем учиться мыслить критически и постараемся взглянуть на события рассказа с разных точек зрения.
3. Кластеры
Как вы думаете, какое слово в названии рассказа является ключевым? (фотография)
У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «фотография». (Работа в группах).
Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. А фотография позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. Фотография – это память, личная память.
Стадия осмысления содержания.
Мы убеждаемся, что сюжет рассказа очень прост; событие, положенное в его основу, нельзя назвать ярким, необычным. Значит, сюжет в произведении имеет второстепенное значение. Тогда что же в рассказе самое главное?
Какие открытия вы сделали, прочитав этот рассказ?
Приезд фотографа в деревню было большим событием
(жизнь в родном краю была взбудоражена: впервые из города приехал фотограф в школу, даже занятия были прерваны; гость важный - всей деревней думали, где его поселить, во что одеться: «я ему и рубашечку приготовила, и пальтишко высушила, упочинила…»,- причитала бабушка Катерина; Саньке дядя Левонтий выдал телогрейку «по случаю фотографирования»)
-Меня поразило отношение жителей к учителю и учительнице.
(Их любили, почитали: «Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых; за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу; можно пожаловаться на кого угодно; учителя были заводилами в деревенском клубе, играм и танцам молодежь учили…»)
Почему главный герой запомнил своего учителя?
(учитель был очень внимательным, добрым, интеллигентным человеком, много знал, всегда был готов оказать помощь своим односельчанам; он, проявил инициативу, договорился с городским фотографом, привез его в деревню; а когда фотография была готова, он принес ее главному герою, на ней были изображены одноклассники главного героя)
Проанализируйте эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?
(в сцене со змеей мы видим, что учитель готов пожертвовать своей жизнью ради своих учеников, он способен на подвиг: «вежливый, застенчивый, но всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь»)
-Как вы представляете себе эту фотографию?
- Почему Санька отказался идти фотографироваться
(он чувствовал свою вину в том, что Витя заболел и не смог пойти в школу, решил проявить солидарность: «Не последний день на свете живем!- солидно заявил Санька. (И мне почудилось, не столько уж меня, сколько себя убеждал Санька). - Еще наснимаемся!.. Ништяк! Поедем в город и на коне, а может, и на автомобиле заснимемся!)
Почему эта фотография, но которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?
(этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…
Какие черты недавней истории нашего народа восстанавливает в памяти людей В. П. Астафьев? Найдите приметы, по которым можно определить время событий в рассказе.
Можно ли говорить, что незримо в рассказе присутствуют события ВОВ?
- Вывод: мы видим, что Астафьев словно восстанавливает черты прошлого, которые ему очень дороги как память о детстве, школе, одноклассниках, родном селе. Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. Поэтому мы можем говорить об исторической и народной памяти, воплощенной в рассказе.
- Какие события, поступки героя вы можете назвать отрицательными? – Почему так произошло? – Какой отрицательный опыт появился у героя рассказа?
- Вывод: отсутствие героя на фотографии – это наказание за плохое поведение. Мальчик понял, что каждый должен отвечать за свои поступки.
Какие положительные, хорошие события в рассказе вы можете отметить? Какой положительный житейский опыт приобрел мальчик?
-Вывод: эта фотография является для него нравственным уроком, обретением духовного богатства. События вокруг неё помогли ему измениться, стать лучше, взрослее, ответственнее.
Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, тоже тянется к солнцу, свету, теплу.
Какие чувства и эмоции у вас вызвали поступки героев в сценах: «Приезд фотографа», «Лечение мальчика», «Случай со змеей»?
- Какие чувства испытывает герой, рассматривая фотографию?
Вывод: человеческая забота – это характерно для деревенских жителей, они волнуются, переживают, где поселить фотографа.
Бабушка Катерина Петровна способна на жертвы ради своих близких; мудрая, добрая, порядочная. Поэтому этот тёплый образ запечатлелся в памяти автора.
Всеобщее уважение к учителям. Это люди, которые просто любили и ничего не требовали взамен.
Рассказ называется «Фотография, на которой меня нет». А какой мог бы быть сюжет у рассказа под заголовком «Фотография, на которой я есть»? Какова бы была его главная мысль?
4.Работа над языком произведения.
Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.
Что характерно для языка рассказа? Как вы объясните это явление?
(используются просторечные слова, народная речь, чтобы передать сибирский колорит).
– Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.
Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа:
катанки – это...
куть – это...
магарыч – это...
прострел – это...
сарана – это...
талина – это...
туес – это...
увал – это...
швырок – это...
5. Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор...”
Почему, несмотря иногда на свою нелепость, надуманность поз, старая фотография не вызывает смеха у рассказчика? Какие чувства она вызывает? Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?
(Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…
«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»)
- Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?
-Вывод: автор утверждает, что история - это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.
6. Стадия рефлексии.
1.Синквейн
А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и напишем синквейны. На столах лежат маленькие листочки. Составьте и запишите синквейн на тему «Память».
Синквейн (от англ. «путь мысли»)
Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.
Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.
Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.
(учащиеся пишут синквейны и зачитывают их)
Память.
Историческая, нравственная.
Живёт, возвращается, поражает.
Прошлое не проходит бесследно.
Фотография.
2. Герб достижений
Итоги нашего урока я прошу вас подвести самостоятельно, заполните «Герб достижений» (см. листки): что вам сегодня удалось понять, что было полезно, что может вам пригодиться в дальнейшем.
(учащиеся заполняют и озвучивают свои «Гербы достижений»)
ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ
Этого я достиг (ла)
Об этом я уже раньше знал(а):
Это было полезно:
Это может мне пригодиться:
7.Домашнее задание
Закончить сегодняшний разговор мне бы хотелось словами Ф.М. Достоевского: « Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь прекрасное, светлое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание… может послужить вам во спасение».
- Полистайте фотоальбомы своей семьи.
Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к маме, папе, бабушке, дедушке, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.
На выбор:
1. Написать сочинение-рассуждение о том, как вы понимаете фразу, которой заканчивается повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
2.Составить презентацию «Фотографии рассказывают о себе»
ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ
Этого я достиг (ла)
Это сегодня мне удалось понять:
Об этом я уже раньше знал(а):
Это было полезно:
Это может мне пригодиться:
ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ
Этого я достиг (ла)
Это сегодня мне удалось понять:
Об этом я уже раньше знал(а):
Это было полезно:
Это может мне пригодиться:
ГЕРБ ДОСТИЖЕНИЙ
Этого я достиг (ла)
Это сегодня мне удалось понять:
Об этом я уже раньше знал(а):
Это было полезно:
Это может мне пригодиться: