Введение пошлин. Чем грозит россии введение сша пошлин на металлы. Таможенные тарифы и пошлины
Америка не влияет на металлургов
Конкретные виды продукции (горячекатаная, холоднокатаная стали или полузаготовки), которые могут подпасть под пошлины, Трамп не назвал, нет их и в документах министерства по торговле США. Россия поставляет в США как полуфабрикаты (слябы), на которые США пошлину вводить не собираются, так и конечную продукцию, правда, поставки проката в США небольшие, рассказали представители «Северстали», Evraz , ММК и НЛМК .
НЛМК и Evraz поставляют полуфабрикаты (слябы) на свои предприятия в США, признают представители компаний. Первая за прошлый год поставила 1,5 млн т слябов, вторая поставки не раскрывает. У НЛМК три завода в Америке производят плоский прокат.
Представитель «Северстали» отмечает, что США - не приоритетный рынок для компании. В 2017 г. на США пришлось около 2% продаж компании (около 233 000 т). В случае введения пошлин компания легко перенаправит эти поставки на другие рынки. Представитель ММК отметил, что компания вовсе прекратила поставки стали в эту страну - в 2016 г. поставки туда были меньше 10 000 т.
По данным таможенной статистики РФ, в 2017 г. Россия поставила в США 4,1 млн т стальной продукции, в том числе полуфабрикатов - на $1,6 млрд. Это меньше 10% экспорта, большая часть которого - именно полуфабрикаты.
На продажи в США приходится около 10% выручки UC Rusal . В прошлом году компания продала там алюминия на $1,4 млрд.
Российский металл вообще не создает угрозы американским производителям алюминия, поскольку этот рынок США дефицитный, говорит представитель UC Rusal . По его словам, пошлины приведут к росту цен на алюминий на внутреннем рынке, в итоге их, по сути, будет оплачивать местный потребитель, а импортеры будут продолжать поставки.
Европейский вопрос
Какие виды сталелитейной продукции могут подпасть под защитные пошлины, еврокомиссар Мальмстрем не уточнила. Сейчас в отношении российской стали в Евросоюзе действуют ограничения: на холоднокатаный прокат – с 2015 г. и на горячекатаный - с 2017 г.
С мая 2015 г. по май 2020 г. для холоднокатаного проката введены антидемпинговые пошлины: 18,7% - на поставки ММК , 34% - «Северстали», НЛМК и других российских производителей – 36,1%, говорится в материалах ЕК. На горячекатаный прокат Евросоюз ввел фиксированную пошлину: для НЛМК – 53,3 евро за тонну, для ММК – 96,5 евро, а для «Северстали» - 17,6 евро.
В 2015 г. на европейские продажи у «Северстали» пришлось 17,9% выручки, или $1,1 млрд, а в прошлом, несмотря на пошлину, – 18,7%, или $1,5 млрд. Европа приносила НЛМК в 2015 г. 20,7% выручки, или $1,66 млрд, сейчас же – 17,2%, или $1,73 млрд. ММК европейский рынок приносил 6% выручки, или $175 млн, сейчас это 3%, или $226,4 млн. Доля выручки UC Rusal от европейского рынка по итогам прошлого года составила 29%, или $2,9 млрд. В 2015 г. Европа принесла 17,5% выручки, или $1,5 млрд.
После введения пошлин в Европе цены на сталь выросли в среднем на 25-30% в сравнении с экспортными российскими ценами, говорит аналитик Газпромбанка Айрат Халиков. Но увеличение заградительных пошлин в условиях мирового перепроизводства стали может привести к перераспределению поставок, снижению выручки в ключевых регионах, снижению выручки, говорит эксперт.
Представитель Еврокомиссии не ответил на вопросы «Ведомостей».
Признали ничтожным
США не впервые пытается ввести пошлины в отношении стальной продукции. В 2016 г. международная торговая администрация США (ITA) подозревала Китай, Корею, Индию, Японию, Великобританию, Бразилию и Россию в установлении демпинговых цен на холоднокатаный прокат и даже ввела предварительные антидемпинговые пошлины для российских металлургов (12-16%). Но после расследования ITA решила не вводить антидемпинговые пошлины против импорта холоднокатаного проката из России. Все члены комиссии признали, что импорт из России в США «ничтожно мал», и поэтому решили пошлины против российской стали не вводить.
Цены на внутреннем рынке США сильно выше мировых – $940 за тонну холоднокатаной стали против $800, после того как страна ограничила импорт, говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов.
Решение США ввести ввозные пошлины на сталь и алюминий несет определенный ущерб для России, но меньший, чем для Китая и ЕС, считает вице-премьер Аркадий Дворкович: «Будем изучать, каким именно образом введены эти ограничения, потому что есть определенные процедуры. Юристы уже смотрят, что именно было сделано. Преждевременно говорить [о возможной реакции РФ], надо все документы внимательно изучить и решить».
ТП – обязательный взнос взимаемый ТО при ввозе товаров на таможенную территорию страны и вывозе с этой территории и является неотъемлемым условием такого вввоза или вывоза товаров
Признаки: 1.обязат-ть уплаты; 2. объект наложения таможенными пошлинами товары и транспортные средства перемещаемые через таможенную границу; 3. получатель платежа- государство; 4. плательщики таможенной пошлины экспортеры и импортеры; 5. ставки ТП определены в законодательных и нормативных актах(); 6. послеуплаты таможенные пошлины перечисляется на спец счета, где аккумулируются средства, поступающие в доходы ФБ. 7. Тп являются инструментом экономического регулирования ВТО, интрументом ТТР; 8. ТП яв одним из важнейших источ-в дохода государственного бюджета страны
По виду применения ставок : адвалорные специальные, комбинированные;
по способу введения : автономные, конвенц-ые;
по виду регулирования ВТО : эксопортные, испортные;
по направленности регулирования ВТО : ввозные транзитные;
по возможности их возврата участнику ВЭД : возврат безвозвратные;
поформе назначения: : фискальные, заградительные, компенсационные, сезонные, стимулирующие антидемпинговые, специальные, особые.
Фискальная - обычно ввозная таможнная пошлинавводимая правительством страны Используемая не только для регулирования ВТ, но и для быстрого доходной части бюджета; Она характеризуется примн-ем очень высоких ставок ТП на опр-ые виды импортных товаров. Сейчас роль фискальных выполняют особо высокие ТП на импортные предметы роскоши (драг Ме, камни); чаще всего яв защитой внутреннего рынока от избытимпорта некоторых видов товаров.
Ф-ции: формирование дохода федерального бюджета; регулирование масштаба некоторых видов отечественных товаров (в первую очередь сырьевых); защита внутр рынка от нежелательного импорта,
Заградительная (запретительная)- это таможнная пошлина , которые применяются государством для защиты внутреннего рынка, до полного прекращения или резкого сокращения масштабов экспорта или импорта товаров..
Признаки : дополнительные обложения- на некоторые виды экспортируемых или импортируемых (нежелательные для ввоза в страну в теч данного периода). Способ введения такой ТП –это смена действующих ставок или резкое повышение ставок по сравнению с базисным периодом. Введение таких ставок осуществляется спец поставновлениями правительства по вопросам торгового регулирования.
Цели введения : защита внутр рынка от И нежел-го т-ра, нежел объем испорта; стимулирование развития импорто-замещения на территории страны.. Обычно эти ставки являются фикс-ми по периоду действмия. Применение таких ТП носит селективный характер. Они применяются только по отношению к конкретных товарам.
Конвенционные- это таможенные пошлины , которые применяются государством для регулирования внешнеторговых потоков с некоторыми группами стран или отдельными государствами в соответствии с международным торговым соглашениям.Основой для их введения являются международные соглашения по вопросами внешней торговли. Обычно эти ставки форм-ся на основе льготных, по которым договариваются участники согласования. Такие льготные ставки обычно являются срочными, т е действуют в пределах срока, указ-го в тексте международного соглашения. Конвенционные пошлины вводятся на территории России только на основе внутреннего законодательства страны, в связи с этим утверж-ся перечень государств, Этот перечень утверждается прав-м страны спец постановлениями..
автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
кономические последствия введения пошлины разнообразны: они влияют на производство, потребление, товарооборот и благосостояние страны, которая ввела импортный тариф, и ее партнеров по торговле .
Введение импортного тарифа для защиты национальных производителей, которые несут убытки из-за наплыв более дешевого товара, влияет на экономику как малой, так и большой страны. Страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен, и если изменение спроса на импортные товары вызывает изменение мировых цен.
Влияние тарифа на экономику небольшой страны показано на рис. 4.1.
Потребители у отечественных производителей по мировой цене Р с могут приобрести только Q 1 данного товара. Неудовлетворенный спрос равняется Q 1 Q 2 и может быть покрыт импортом. Страна вводит пошлину на импорт единицы товара в размере t, что приводит к увеличению цены импортируемого товара с Р с до Р с +t. Таким образом, внутренняя цена увеличивается, а мировая цена сохраняется на предыдущем уровне. Вследствие этого в стране:
сокращается общий объем спроса (с Q 2 до Q 4), что происходит за счет потребителей, которые по высокой цене не смогут покупать данный товар;
уменьшается объем импорта, что происходит в результате увеличения внутреннего производства и сокращения спроса;
увеличивается внутреннее производство товара, поскольку по возросшей цене национальные производители товара, конкурирующего с импортным, смогут поставить на рынок большее количество товаров (не Q 1 , а Q 3 товара);
возрастают ее экономические потери, возникающие из-за необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Чем больше растет защита внутреннего рынка с помощью импортных пошлин, тем большее количество ресурсов, не предназначенных специально для выпуска данного товара, придется использовать для его производства. Страна могла бы не нести убытки, если бы покупала товары по более низкой цене у иностранного продавца. На внутреннем рынке происходит замена эффективных, с точки зрения издержек, иностранных товаров, менее эффективными в производстве отечественными товарами. Убыток для страны в целом равняется сумме, которая соответствует площадям треугольников CJM и NHB (рис. 4.1).
Таким образом, при введении импортного тарифа возникают следующие экономические эффекты:
эффект государственного дохода, то есть государство получает дополнительный доход, который равен произведению ставки тарифа на объем импорта (MJHN);
торговый эффект, то есть снижение импорта (BN+CM);
потребительский эффект, то есть сокращение внутреннего потребления (BN). Благосостояние потребителей снижается, поскольку потребление товара связано с ростом его цены на внутреннем рынке;
производственный эффект, то есть расширение внутреннего производства (СМ).
Итак, при введении импортного тарифа малой страной мировые цены не изменяются, и ее условия торговли не настолько улучшаются, чтобы компенсировать негативное влияние тарифа на экономику.
Последствия введения импортного тарифа большой страной, почти такие же, как и в малой стране. Однако он вызывает снижение уровня мировых цен и удешевление импорта.
Импортный тариф, введенный большой страной, не только защищает рынок от иностранной конкуренции, но и является средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке. Поэтому, если она ограничивает свой импорт ввозными тарифами, то это существенно снижает совокупный спрос на данный товар. Вследствие этого продавцы товара вынуждены снижать цены. При неизменном уровне цен на экспортные товары и снижении цен на импортные товары условия торговли страны улучшаются. Введение импортного тарифа приведет к положительным результатам только в том случае, если они не будут перекрыты негативными экономическими потерями для страны из-за его начисления. Другими словами, положительный эффект тарифа достигается в случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.
Доходы государственного бюджета формируются в основном за счет налогов и таможенных пошлин. Таможенные пошлины представляют собой вид косвенных налогов на импортные, экспортные и транзитные товары, которые взимаются таможенными органами данной страны при поступлении товаров на ее таможенную территорию или при вывозе товаров за рубеж. Величины ставок таможенных пошлин устанавливаются законодательными и нормативно-правовыми актами. Взимание обязательных таможенных платежей, установленных государством, возлагается на таможенную службу.
Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет.
История таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.
В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси.
Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.
Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.
Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров. В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта – «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной.
В период феодальной раздробленности Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами.
В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств. Однако подобные меры нельзя рассматривать как последовательную таможенную политику Древнерусского государства. Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке.
Лишь в середине XVI века аппарат сбора пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано. В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.
Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.
В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа. В 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого этапа таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси. Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был в первые установлен заграничный денежный курс для России. Товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины. Многочисленные разрозненные таможенные сборы стали сливаться в единую таможенную пошлину. Отмирание взыскания пошлины натурой свидетельствует о совершенствовании деятельности самой таможни вследствие ликвидации функции реализации товаров. Таможня выполняет и правоохранительные функции. Но ее главной задачей по-прежнему остается сбор налогов и других обязательных платежей.
Ставки таможенных пошлин.
Ставки таможенных пошлин определяются по нескольким признакам. Например, в зависимости от страны происхождения товаров. Для стран слабо развитых в экономическом отношении или стран-политических союзников, может быть установлен льготный таможенный режим (режим наибольшего благоприятствования), а для государств недружественных, осуществляющих террористические действия или военные экспансии - режим эмбарго, или введения повышенных таможенных пошлин.
В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:
- Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
- Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, или страна происхождения товара не установлена, применяются максимальные ставки таможенных пошлин, составляющие 200 % от указанных в Таможенном тарифе;
- Преференциальные (льготные) ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесенных к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых;
- К товарам, происходящим из стран СНГ, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.
В зависимости от направления движения облагаемых товаров различают:
Экспортные (вывозные) пошлины, которыми облагается продукция национальных товаропроизводителей - например, зерна, нефти, лесоматериалов, минеральных удобрений. Пошлины такого типа вводятся для снижения экономического интереса к вывозу за рубеж товаров и реализации их на внутреннем рынке.
Таким образом выравнивается разница между внутренними и внешними ценами на какой-либо вид продукции и товар сохраняется для внутреннего потребления;
- импортные (ввозные) пошлины, которые имеют наибольшее распространение в мировой практике. Посредством введения импортных пошлин защищается внутренний рынок от экспансии зарубежных товаропроизводителей. Помимо протекционистской функции импортные пошлины нередко выполняют функцию налога на роскошь;
- транзитные пошлины, которые взимаются за провоз товаров через таможенную территорию страны, прокачку нефти, газа, поставки электроэнергии.
В международной практике используется несколько основных видов таможенных пошлин, в числе которых:
- Адвалорные - (от латинского ad valoren - от стоимости) - определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости (см. рис.2.2). Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации. В РФ размер таких пошлин устанавливается правительством, пошлины вносятся в федеральный бюджет.
- Прогрессивные - ставка таможенной пошлины изменяется в зависимости от стоимости облагаемого товара на мировом рынке. В РФ применяется прогрессивная шкала экспортных таможенных пошлин на нефть.
- Специфические - устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объема, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливается в евро, например, 0,5 евро за килограмм;
- Комбинированные - при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 5 % от таможенной стоимости, но не менее 0,4 евро за килограмм.
Похожая информация.
Введение
В первом разделе раскрыты понятия государственного регулирования международной торговли. Основными его инструментами являются тарифные и нетарифные барьеры.
Во втором разделе я рассмотрела систему международных организаций, их функции и сферы деятельности. В мире насчитывается более 100 международных организаций, в большей или меньшей степени вовлеченных в обсуждение и регулирование экономических проблем. Они различны по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Международные организации можно классифицировать в соответствии с разными критериями, но не один из них не является идеальным.
Третий раздел посвящен регулированию международной торговли. Наиболее важная сфера международной экономики - международная торговля товарами и услугами - регулируется несколькими международными организациями, в числе которых главной является Всемирная торговая организация (ВТО).
Главной целью курсовой работы является раскрытие основных недостатков и преимуществ государственного регулирования международных отношений.
Задача курсовой работы - рассмотреть современный мировой подход к регулированию международных отношений на примере Всемирной торговой организации (ВТО).
Таможенные тарифы и пошлины
Понятие таможенного тарифа. Виды таможенных пошлин
В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.
Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как:
Ш инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
Ш свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
Ш конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.
В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.
Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.
Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.
Таможенные пошлины выполняют три основные функции:
э фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
э протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
э балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Классификация таможенных пошлин.
По способу внимания:
§ адвалорные - начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);
§ специфические - начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10$ за 1т);
§ комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10$ за 1 т).
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебаний цен не товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200$ доходы бюджета составят 40$. При увеличении цены товара до 300$ доходы бюджета возрастут до 60$ при падении цены товара до 100$ - сократятся до 20$. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.
Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000$ за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобиля ценой 8000$, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000$, поскольку составляет 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.
По объекту обложения:
§ импортные - пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
§ экспортные - пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
§ транзитные - пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
По характеру:
§ сезонные - пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;
§ антидемпинговые - пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;
§ компенсационные - пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров
Обычно эти особые виды пошлин применяются странно либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем. Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.
По происхождению:
§ автономные - пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенной пошлины устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;
§ конвенционные (договорные) - пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), или соглашений о таможенном союзе;
§ преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет расширения их экспорта. С 1971 года действует Общая система преференций, предусматривающая значительное снижение импортных тарифов развитых стран на импорт готовой продукции из развивающихся стран.
По типам ставок:
§ постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;
§ переменные - таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий). Такие тарифы - довольно редкое явление, но используется, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.
По способу вычисления:
§ номинальные - тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт или экспорт;
§ эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Все виды пошлин суммированы в табл. 1 - приложение 1.