История обогащения художника никоса сафронова. Никас Сафронов. Талант или раскрученный бренд? Картины
Никас Сафронов.
Место: Россия, г. Ульяновск
В родном городе Никас закончил 8 классов средней школы, а з
атем продолжил образование в мореходное училище г. Одесса. Несмотря на то, что море всегда привлекало Никаса, он вскоре понял, что это не его стезя. Проучившись в мореходке год, переехал в Ростов-на-Дону и поступил в художественном училище имени Грекова, где с 1973 по 1975 год обучался по классу живописи. Учебу молодой художник совмещал с работой в Ростовском Театре Юного Зрителя художником-бутафором. Никасу не удалось окончить художественое училище. Он был призван в армию. Службу проходил в ракетных войсках в Эстонии, в городе Валга, даже на боевом дежурстве продолжал рисовать, за что имел нарекания, и, когда это обнаруживалось офицерами, картины сжигались на костре.
После армейской службы переехал в Литву, где Никасу посчастливилось поработать в театре Д.Баниониса художником. В Вильнюсе Никас Сафронов поступил в художественный институт (ныне Академия художеств), получал образование с 1978-1982 годы учился по классу дизайна.
Первая персональная выставка Никаса Сафронова прошла в 1978 году в Паневежисе. В том же году совсем неожиданно для студента первого курса Вильнюсского художественного института одна из его картин вошла в число двух отобранных на Международную художественную выставку в Париж, в Центр Помпиду. В 1980 году прошла персональная выставка художника в Вильнюсе.
В 1983 году Никас Сафронов переехал в Москву, пытался пробиться на выставки, но выставляться ему запрещали. В 1985 году Никас Сафронов принял участие в Международной художественной эротической выставке в столице Японии, в 1986 году - в Международной художественной эротической выставке в Милане (Италия), потом 1987 г. Франция и Канада - 1988 г. За рубежом он познакомился с итальянским коллекционером Черази. Благодаря перестройке в России работы художника стали появляться и на российских выставках. В конце восмидесятых стал много работать за рубежом. В 1990 году наряду с произведениями девяти других ведущих художников разных стран картины Н.Сафронова вошли в книгу "Эротические фантазии", изданную во Франции.
С 1992 г. являлся арт-директором журналов "Дипломат" и "МОНОЛИТ дайджест". В 1995 году с большим успехом прошла его выставка в Стамбуле, а в 1996 году - персональные выставки в Академии художеств (Москва), в музее М.Шагала в Витебске (Белоруссия) и в Бергамо (Италия). В дни празднования юбилея президента Азербайджана Г.Алиева в мае 1998 года выставка работ Н.Сафронова прошла в Баку в национальном музее. Затем последовала новая череда выставок: в июне того же года - в в государственном музее в Одессе, в июле - в Саратове в государственном музее им.Радищева, в августе - в Центральном доме художника в Москве. В сентябре 1998 года он принимает участие в международной выставке "Мода - моя профессия", в октябре - Международной выставке "Евро-98" в Барселоне. В 1999 году Никас Сафронов участвует в Международной выставке в Цюрихе (Швейцария), а в марте-апреле 1999 года его выставки прошли в Нью-Йорке и в Академии искусств в Москве. В 1999 году прошла большая персональная выставка в Екатеринбурге, осенью 1999 года - в Москве в клубе "Монолит", в конце того же года - в мэрии Москвы, в начале 2000 года - в Кадетском корпусе в Москве, в марте 2000 года - в Государственном Кремлевском дворце и в Доме дружбы, в июне 2000 года - в Государственной думе РФ, выставка в городе Выборге в рамках кинофестиваля "Окно в Европу"; выставка в городе Геленджике в рамках фестиваля "Созвездие искусств", проводимого Московским Детектив-клубом; в сентябре 2000 года - выставка в городе Сочи в рамках фестиваля "Киношок", в 2001 г. - г.Рига Русский музей, 2002 г - в г.Москве в Российском Фонде культуры проходит выставка "Портреты современников", 2003 г - г.Лондон, Посольство РФ в Великобритании, 2004 г - г.Антверпен (Бельгия) Выставочный центр в гостинице "Хилтон", и в Государственном художественном музее г.Краснодар., в июле 2005 - г.Санкт-Петербург, персональная выставка в галерее "Русский портрет", в июле 2006 г. персональная выставка в рамках международного фестиваля искусств "Славянский базар" в г.Витебске.
По предложению правительства Москвы проводится акция по размещению репродукций картин Н.Сафронова на рекламных щитах с целью украшения города.
Диапазон творчества Н.Сафронова невероятно широк: и иконопись, и кубизм, и символизм, и психологические портреты. Картины, построенные на метафоре, символах, тонких ассоциациях, перекличке исторических эпох, уводят зрителя в "космическое пространство" чувств и душевных переживаний. В наиболее интересных и значительных работах Никаса всегда присутствует и некое внутреннее движение, потому что картины отражают конфликт или доверительное общение тела, разума и души художника. Картины оказываются не только динамичными, но и многомерными, потому бросающаяся в глаза "кинематографичность" образного строя даже может дать некоторое представление о сферичном и полископическом видении его души.
В ранних картинах Никаса много обнаженной натуры. Он стал первым русским художником, начавшим открыто исследовать грань между искусством и порнографией. Изучая много старых мастеров Италии, Голландии и России и используя изученную технику в своих сегодняшних работах, художник как бы иллюстрирует сегодняшний день, то, что происходило с русской культурой на протяжении последних 70 лет, и между тем как бы предвосхищает покаяние и очищение, в его работах безудержная страсть соседствует со смирением, печаль - с непостижимой радостью здешнего и потустороннего бытия.
Никита Михалков сказал о нем: "Когда зритель, насытившись необычными образами картин Никаса Сафронова, и изощренными формами и буйными красками, останавливается у таких полотен, как, например, "Ностальгия" или "Прощай, Россия", для него становится очевидным: помимо таланта и мастерства художник обладает нежной душой, переполняемой самыми разноречивыми чувствами". "...Он обладает огромной фантазией и неземной творческой энергией. Мне думается, что его душа поражена бытием ХХ века, соединив поиск Бога и кощунство, веру и безволие, романтизм и жесткий взгляд на моду..." - так расценивает творчество Никаса Сафронова Илья Глазунов. С одной стороны, его полотна напоминают о традициях Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Сальвадора Дали. С другой - представляют совершенно особый и несколько извращенный аспект современного русского духа: поглощенность собственным безразличием к политике, мания сексуальной революции, несколько запоздавшей в России, утрата каких бы то ни было иллюзий относительно любых форм власти.
Ныне Никас Сафронов - один из самых выдающихся российских художников-профессионалов. Его талантливость не оспаривается ни в среде специалистов, ни любителями живописи. С его произведениями большинство знакомо в основном по журнальным репродукциям, потому что основная чсть картин художника находятся в частных собраниях в России и за рубежом, а также украшают музеи Западной Европы и Америки. Западными коллекционерами куплено более 700 его картин. Среди нынешних их владельцев - Софи Лорен, Пьер Карден, Жерар Депардье, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Михаил Горбачев, Никита Михалков и другие выдающиеся люди нашего времени. Все они говорят об их необычности и чудодейственности.
На одном из светских приемов в Италии Никас Сафронов повстречал Софи Лорен, которая позировала ему для нескольких картин. В ее коллекции - одной из богатейших в мире - пять работ художника. Он писал портреты многих всемирно знаменитых личностей: В.В.Путина, М.Горбачева, С.Демирель, Г.Алиева и Э. Алиева, Ю.Лужкова, Н.Михалкова, М.Магомаева, Т.Синявской, П.Бюль-Бюль оглы, А.Пугачевой, М.Ростроповича, Софи Лорен, Хулио Иглесиаса, Дайаны Росс, Монтсеррат Кабалье, Джека Николсона, Стинга, Элтона Джона, Мика Джаггера, Стивена Сигала, Ричарда Гира, Пьера Ришара, Жана-Поля Бельмондо, Анни Жирардо, Майка Тайсона, Клинта Иствуда, Дэвида Боуи, Роберта де Ниро, Криса де Бурга, Элизабет Тейлор, Стивена Спилберга, Тины Тернер, Мадонны и многих других.
Никас Сафронов - Почетный гражданин России. В октябре 1996 года именем Никаса Сафронова названа открытая учеными из США звезда в созвездии Андромеды. Оргкомитет премии журналистов "Светские итоги года" объявил художника лауреатом премии в номинации "Самый светский художник" 1998 года. В 2000 году как лучший художник он был удостоен диплома лауреата Российского фестиваля искусств "Южные ночи-2000" в Геленджике.
Никас Сафронов является профессором Ульяновского университета (филиала МГУ), где ведет мастер-класс и читает лекции. Он также - академик Российской академии художеств.
Творчеству Никаса Сафронова посвящены тысячи сюжетов и документальных фильмов, показанных по телевидению. За последние годы выпущено семь альбомов художника. В 2000 году в Германии вышли в свет два альбома: один - сюрреалистических работ (признан лучшим художественным альбомом в Германии), в другой вошли портреты выдающихся деятелей современности. В 2001 г.тамже в Германии вышел в свет Альбом избранных произведений художника
.
Художник разведен, особая гордость Н.Сафронова - его сын Стефано, который живет со своей матерью в Великобритании и занимается живописью.
Любимые писатели - Мопассан, Флобер, Шекспир, Леонид Андреев, ранний Лев Толстой, Пушкин,(рассказы, повести), Гоголь, Даниил Хармс, Михаил Зощенко, Ильф и Петров, Ф.Достоевский, И.Гончаров, О.Генри, Оскар Уальд. В свободное время любит читать сказки народов мира, поэзию Тютчева и Жуковского. В кино отдает предпочтение фильмам с мистическими сюжетами, детективам, французским и итальянским комедиям, а также фильмам режиссера Н.Михалкова, М.Скорцезе, Микеланджело Антониони, сюрреалистическим фильмам Бонуэля и Питера Грюнвея. Любимые художники - Микеланджело, Гварди, Коро, Гюстав Доре, Ван Эйк, все Брейгели, Дюрер, Эль Греко Х.Миро и, самый любимый - английский художник Уильям Тернер.
04/10/2011 Недавно один мой приятель пригласил меня на открытие своего мебельного магазина в центре Москвы. Не мог не пойти. И совсем не удивился, встретив там своего давнего знакомого художника Сафронова. М ы познакомились в начале 90-стых. Мои приятели тогда открыли казино и устраивали там по пятницам концерты для привлечения публики. За концертом следовал фуршет. Постоянным посетителем бесплатных фуршетов и тусовок (по всей Москве) был художник Сафронов. Импозантный мужчина в неизменном черном френче привлекал общее внимание, несмотря на налет некой бомжеватости и провинциализма. Художник заискивающе дарил окружающим буклеты, открытки и прочие бумажки с репродукциями своих работ, а однажды пришел с бутылками водки «Сафроновка», где на этикетке была его физиономия. Правда, водку не дарил, только показывал. Часто он появлялся со своими друзьями, например, знаменитым колдуном Юрием Лонго. Юра (так внезапно умерший 5 лет назад) запомнился человеком очень ярким, он поражал точными пророчествами, которым я (архискептик) так и не нашел здравого объяснения посей день. Не помню уже кто, из приятелей Сафронова, называл его Колькасом, Колясом и даже Коляской, но эти шутливые имена запомнились. Так я и буду его называть. Вернемся в мебельный магазин и в наше время. Коляс Сафронов поставил проектор и показывал слайды своих работ на задней стенке итальянского платяного шкафа. Мой приятель - мебельщик, видя мое удивление, объяснил, что Сафронов обещал подогнать богатую публику, а берет за свое шоу совсем не дорого. Кстати, попросил меня написать рецензию. Я сгоряча обещал. Прошло время, обещание надо выполнять, но не писать же о мебельном магазине, вот я и решил написать о творчестве Коляски Сафронова. Первым делом зашел на его официальный сайт, где узнал, что «За многие годы лишь один российский живописец смог добиться всемирного признания», «…запись в Мировой книге Знаний о вхождении … в 100 лучших художников ХХ-ХХI веков кажется мизерным дополнением к карьерному успеху российского живописца, спокойно работающего в различных жанрах...» и прочая и прочая… Но поразительно, Яндекс не дал ни одной!!! ссылки на запрос «мировая книга знаний». Да, куда уж мизерней такое дополнение… Что касается «различных жанров», в которых Колькас «спокойно» работает, то можно смело утверждать, что никогда (!), ни в какие времена и ни у каких народов еще не было художника, который бы работал практически во всех мыслимых и немыслимых жанрах. Сафронов единственный! Потому, видимо, и «спокоен». На том же сайте мы читаем, что «Заказать и купить картину мастера не составит особого труда. Упрощенная система приема заказов и выполнение работ с помощью фотографий…». Конечно, пока есть заказчики, чего сильно уж беспокоиться. Полазил еще по «рунету». Разноречивые сведения. Например в статье (Комсомольская правда от 08.04.2011) написано: «Сафронов быстро рассказал, что помнит ульяновское детство,... Упомянул мать-литовку, отца-русского, неверных негров, которые не православные и не католики ». А в Википедии читаем: «Отец — Сафронов Степан Григорьевич (по национальности эрзянин). Мать — Сафронова Анна Федоровна уроженка города Паневежис ». Припоминаете нечто похожее? «Мать русская, а отец юрист»? Ерунда какая-то. И еще: все сайты утверждают, что Сафронов родился в Ульяновске в 1956 г. А «неверные негры» в ульяновском детстве откуда тогда взялись? Опять загадка. Потому я решил, что лучше расскажу вам три (всего три!) подлинных и достоверных истории про «единственного всемирно признанного» российского художника Сафронова. История первая. Становление. Говорят, что рассказал эту гениальную схему Сафронову его друг Юрий Лонго, который в свою очередь вычитал ее у какого - то старого американского автора (скорее всего у О.Генри.). Первый этап: надо взять фотографии (например, из журналов) нескольких знаменитых людей и написать их портреты. Любой ПэТэУ шник, (Сафронов с 1973 по 1975 год учился в Ростовском художественном училище), даже троечник, может легко это сделать. (Сильнейшее образование было в СССР! Любого балбеса и бездаря ремеслу могли научить). Затем готовый портрет, например, английской королевы надо отправить прямо ей, родимой, в ее главную резиденцию - в Букингемский дворец в Вестминстере. Адресок найти не проблема. Они, англичане, люди, как известно, вежливые и потому обязательно пришлют тебе ответное письмо: «Спасибо, дескать, Коляс за портрет и т.д.». Точно таким же макаром отправляешь портреты Президенту США, президенту России (это важнее!) и всяким там Софи Лоренам и Аллам Пугачевым. Пусть не все они, но многие пришлют ответные благодарственные цидульки. Так у них, у культурных людей принято. Второй этап: тут надо потратиться немного, но не вложишь денег - не заработаешь. Издается именной альбом с репродукциями этих картин -портретов. Под каждой картинкой написано, например: «Портрет английской королевы. Хранится в личном собрании английской королевы. Висит в портретной галерее английских королей Букингемского дворца». Или: «Портрет Романа Абрамовича. Хранится в личном собрании Романа Абрамовича и татуируется в обязательном порядке на спине (или ниже) каждого футболиста «Челси». И так далее. Третий этап: надо показывать этот альбом потенциальным заказчикам, комментируя картинки в правильном дискурсе. Кто является потенциальным заказчиком сафроновского портрета в современной России? Вороватый чиновник или криминальный бизнесмен, т.е. реальный «лох»! (Другой к Колясу не пойдет). Образование у него на соответствующем уровне. Художников, кроме Шишкина и Репина не знает. Да и тех знает по обложке «Родной речи» для первого класса советской школы. Вот этому лоху и надо тыкать в морду альбомчик с портретом английской королевы. Особо недоверчивым можно и настоящее благодарственное письмо из королевской канцелярии (вот где пригодилось!) показать. Рассказать о приеме в Букингемском дворце, как королева плакала от счастья увидев Сафронова, как кидалась ему на шею с поцелуями и т. д. Объяснить надо клиенту, что он ничем не хуже королевы, значит должен иметь в своем доме на Рублевке портрет, написанный Коляской Сафроновым. О том, что художник Сафронов никогда и в глаза не видел английскую королеву (равно, как и других, чьи портреты писал) надо надеяться клиент никогда не узнает. Цена? Сегодня уже поднялась до 50 тысяч долларов за портрет «с ручками» и до 40 тысяч «без ручек». «Ручками» Коляшкис называет человеческие руки, которые писать так же трудно (разводка такая), как и лицо. Но настоящие пацаны, ясен пень, всегда заказывают «с ручками». Злые языки утверждают, что сегодня портреты у Сафронова пишут «художники - негры» (может из ульяновского детства?), а не он сам. Это и к лучшему - качество работ стало выше. А настоящий «крутопацан» и не должен работать - только бабки считать. Это примитивная и древняя мошенническая схема работает и по сей день. Дерзайте и пробуйте молодые художники, правда, художником быть тут совершенно не обязательно. Желаю Успеха! История вторая. Расцвет творчества. Эту историю рассказал в большой компании (где случайно оказался и я) Андрей Макаревич - лидер рок-группы «Машина времени». Вот вкратце эта история: «Звонит мне как-то художник Сафронов (где телефон только взял?) и говорит, что сейчас приедет ко мне домой (откуда адресок-то узнал?) и подарит портрет. Портрет, написанный им, а на портрете, как вы понимаете, я изображен. Отвечаю, что портрет мне не нужен и прошу его больше никогда мне не звонить. Через несколько дней выхожу из дома, а он меня у ворот уже ждет. И портрет, упакованный в плотную бумагу, мне сует. Подарок, как любимому певцу. Ну, нельзя же человека обижать, взял я портрет. Забросил его сразу на чердак, не распаковывая. Там он и валяется. Я портрета этого никогда не видел и видеть не хочу. А, вы друзья, если встретите когда-нибудь в сафроновском альбоме мой портрет, то помните -я Сафронову не только не позировал, но и толком с ним не знаком.» Ну и в виде дополнения: встречаю я как-то моего старого друга, известного искусствоведа, а он хохочет: «Позвонил тут мне мой товарищ Александр Сергеевич Соколов (министр культуры России) и спрашивает, что ему делать с его портретом, который от художника Сафронова прислали. Я отвечаю: никогда, Александр Сергеевич и никому об этом не говорите. Это неприлично. Вообще неприлично на публике имя Сафронова упоминать. Он же нерукопожатен. А портрет уничтожьте или спрячьте, чтобы его никто, не дай бог, не увидел. А то о Вашем художественном вкусе сложится предвзятое мнение. И Вам это, как министру культуры, может очень повредить.» История третья. Ликвидность. Вот уже 15 лет в Москве, в ЦДХ, дважды в год проходит Российский Антикварный Салон - крупнейшая антикварная ярмарка России. На открытии салона собирается обычная тусовка заинтересованных лиц, что стало уже обязательным и традиционным явлением московской светской жизни. Пару лет тому назад, на открытии очередного салона, я был удивлен, увидев у одного из знакомых галеристов картину Сафронова. На картине был изображен портрет Кристины Орбакайте. Я поинтересовался у знакомого, почему он продает совершенно не соответствующий месту товар. Это же не антиквариат. Галерист поведал мне историю, как он купил, по случаю, некий набор антикварных предметов. Продавец продавал только все целиком, оптом и «паровозиком» прицепил к антикварной кучке эту картину Сафронова. Пришлось купить. Сегодня, на открытии салона должна быть Алла Пугачева, - сообщил он мне, - Вот я и вывесил картину на самое видное место. Вдруг глаза его загорелись, - Господь услышал мои молитвы, - зашептал он. Я оглянулся. Невероятно, к нам царственной поступью приближалась сама Алла Борисовна, не сводя глаз с портрета. Далее цитирую дословно: Почем дочурка? Алла Борисовна улыбнулась, - Штуку хочешь? Не важно как закончилась эта история, важно, что никогда, ни на одном из серьезных аукционов не было продано ни одной картины Сафронова. Потому, что они абсолютно не ликвидны! Независимо от жанра. Никто не может продать работы Сафронова, кроме него самого, разумеется. Может тут дело в сегодняшнем состоянии нашей страны? Процветают только мошенники. Псевдохудожники, псевдопевцы, псевдоразведчики, псевдобизнесмены, псевдоминистры и даже псевдо… Интервью с Никасом Сафроновым Нажмешь на перо сильнее, линия получится толще, слабее - тоньше. Вся гамма человеческих ощущений в форме неуловимых импульсов доходит до пера. И, наоборот, ручка способна оказать воздействие на человека. Ее прекрасный дизайн радует глаз, настраивает на романтическую волну. Перо создает линию, плавную и непрерывную, и это дает мир мысли. Никас, в Вашей мастерской много картин, и все они выполнены в разных жанрах? А вот что Вы можете сказать о портрете? Как появляется его замысел? По-разному. Случается, что срабатывает момент "остановки внимания" на личности. Такое бывает, когда вдруг оказываешься с каким-то человеком рядом, к примеру, в одном купе. Слушаешь его, говоришь с ними и обнаруживаешь перед собой интересную натуру, которую хочется запечатлеть на холсте. Но я пишу и по заказу. Совсем недавно закончил портрет посла в Словении Ванина Михаила Валентиновича. В настоящее время работаю над портретом бывшего первого секретаря Китая. Скажите, трудно рисовать глаза, лицо? Как создается человеческий образ на холсте? Блеклые глаза, морщины на лице удаются сравнительно легко. И совсем не просто запечатлеть чистое лицо нестарого человека, отобразить его характер. Вспомните Джоконду. С недавнего времени я стал глубже изучать психологию людей. Для художника это очень важно. Один и тот же человек в течение дня бывает грустным, рассеянным, нежным, резким, сосредоточенным, ликующим. И всю эту гамму чувств нужно умело соединить и выразить ту нужную и золотую середину. Иногда я использую работы известных авторов. Обратите внимание на одну из иллюстраций на противоположной странице - "Автопортрет на фоне Дюрера". Создавая его, я скопировал складки одежды, а также многие другие детали с автопортрета Дюрера, предварительно изучив мастера до тончайших подробностей, и в полученный образ ввел собственное лицо. Подобная трансформация - вполне допустимый прием у художников. На реалистичный большой портрет у меня уходит в среднем 1,5-2 месяца. Но бывает, что параллельно пишу еще 2-3 картины в других жанрах и техниках. Во время такого переключения с образа на образ я отдыхаю. Картины, где изображены женщины - кошка или сова, подсказывают мне, что Вас привлекает мистическая тема? Искусство для меня - многообразно и многопланово. Делаю и натюрморты, и пейзажи, и абстракции. Но мне также очень нравится мистический романтизм. Сюжеты таких картин - плоды моей безудержной фантазии. К примеру, я посмотрел на девушку, и в какой-то момент мне привиделась в ее облике голова кошки. Или как-то я изобразил женщину, у которой голова из цветов. Из тончайших ощущений красоты, легкости и романтичности "соткана" фантазия. Мне кажется, мистический реализм чем-то близок сюрреализму. В этом жанре Вам приходилось работать? Я много писал в жанре сюрреализма, в особенности за рубежом. Сюжет картины представляет собой видение. Это может быть сон или моя фантазия, навеянная некой легендой. Иными словами, все то, чего нет в реальной жизни, а существует только в воображении художника. Это очень сложный жанр. На картине могут быть изображены, к примеру, фрагменты моря, различной растительности. Тогда автор идеи идет на природу и учится рисовать пейзажи. А если ему необходимо нарисовать быка или, быть может, рептилию, то он без устали пишет животных. Художнику приходится "перелопатить" огромное количество теоретических материалов, пройти серьезный тренинг, пока он будет готов отобразить видение на холсте. Творческой личности необходимо созреть для лаконичного выражения мыслей. Как-то раз один мой французский друг навестил Дали и, увидев на картине великого мастера нечто, напоминающее пятно, был искренне восхищен. "Какое замечательное произведение!" - сказал он, будучи уже зрелым журналистом и искусствоведом. Дали же, в свою очередь, молвил: "Это - не самая удачная работа". Затем он пригласил гостя в комнату, где указал на чистый холст и произнес: "Вот моя лучшая картина. Здесь можно увидеть все, что хочешь". Никас, Вас посещает вдохновение? Художник - натура тонко чувствующая, является носителем заряда всего того, что его окружает. На мироощущение влияют отношения с родственниками, в особенности с близкими. Сказывается контакт с матерью, с отцом. Собственное восприятие художника как уникальная призма формирует образы. В результате краски могут быть темными или светлыми, контуры четкими или размытыми. Всякое случается в жизни художника - дома, на работе, на улице. И это, конечно, как-то влияет на творчество. Но вот только, о чем я никогда не думал, так это о том, когда придет вдохновение. Да и никакой профессионал на этом не фиксирует свое внимание, а просто идет в мастерскую и работает. Когда я беру краску и несу кисть к холсту, я не смотрю на палитру, я вижу только интересующий меня предмет и мольберт. И всем этим процессом управляет фантазия. А она может быть здоровой или больной, негативной или позитивной, порой романтической, а иной раз до безобразия реалистичной. Легко отличить профессионала от дилетанта? Да, конечно. Это видно по его картинам. Есть художники, которые не придерживаются каких-то классических канонов в своих произведениях, не знаю почему, возможно, просто не умеют рисовать. Если это, конечно, не делается нарочно, для некоего эстетства. Существует мировая школа, наработанная веками, есть Дюрер, Рембрандт, Леонардо да Винчи. Этот опыт нельзя игнорировать. Но мне приходилось видеть картины, выполненные в жанре реализма, где есть неправильные линии. Такие линии естественны для абстракций, но не допустимы для реализма. Это и есть пример непрофессионализма. Я полагаю, что художники, пишущие по настроению, делают это, в основном, для собственного удовольствия. И это нормально. Но вот только некоторые из них представляют такие картины на профессиональных выставках. Не думаю, что это правильно. У меня есть товарищ, Муслим Магомаев. Он пишет картины, но никогда не показывает их широкой публике. Хотя, возможно, это было бы интересно для его поклонников. Я полагаю, что для того, чтобы поговорить о своем хобби, есть друзья. Когда ребенок ходит, к примеру, в танцевальную или музыкальную школу, безусловно, здорово. Но так же очевидно, что до большой сцены ему еще очень далеко. Для этого требуются колоссальный труд и, конечно же, талант. Однако божья искра может погаснуть, если относиться к ней без должного внимания. Эта хрупкая субстанция обладает невероятной силой только тогда, когда находишься с ней в гармонии. Работа, ежедневная, и, может быть, даже рутинная, способна развить талант и привести к успеху. Для того чтобы научиться хорошо писать картины, нужно писать каждый день: писать, когда хочется это делать... и писать, когда не хочется. Для творческого человека, поэта или прозаика, ручка все равно, что для художника - кисть. И здесь все важно: как ты проснулся, светит ли солнце за окном, что ты чувствуешь в этот момент. Нажмешь на перо сильнее, линия получится толще, слабее - тоньше. Вся гамма человеческих ощущений в форме неуловимых импульсов доходит до пера. И, наоборот, ручка способна оказать воздействие на человека. Ее прекрасный дизайн радует глаз, настраивает на романтическую волну. Перо создает линию, плавную и непрерывную, и это дает мир мысли. Царапающее перо, безусловно, раздражает, подобно какой-то болезни. Умение держать ручку рассказывает о ее владельце. Человек может появиться в обществе в помятом, испачканном пиджаке или неуклюжих ботинках. Но только по тому, как он достает ручку из кармана, как он с ней бережно обращается, в свойственной только ему одному манере, можно узнать в нем человека особых кровей и воспитания. А авторучка является гармоничным продолжением его сущности, его "ногами, руками, головой". Никас, чем на Ваш взгляд, отличается коллекционер от собирателя красивых вещей? Я знаю коллекционеров, которые никому не позволяют даже взять в руки предметы своей коллекции. Они полагают, что "чужое" прикосновение к любимой вещи "испортит" ее. И это правда. Рука - настоящий передатчик того заряда, который носит в себе человек. И если он злой и несет в себе негативную энергию, он может заразить этой "болезнью" и авторучку, и все что угодно. Коллекционер, как правило, человек утонченный, все чувствует и воспринимает и поэтому никому не доверяет предмета своего внутреннего "я", кроме близких по духу людей. Авторучка, тайная, близкая сердцу вещь, является частью его импульса, его души. Какой ручкой Вы чаще всего пишете в последнее время? Наверное, я не оригинален в своем выборе, поскольку у меня для письма всегда служит ручка от Parker. Я нахожу эту компанию одной из лучших и по сей день. Мне кажется, традиция создания имиджа благополучного бизнесмена пошла из Америки. Представьте 30-е годы прошлого века, холеного банкира в стильном костюме с сигарой и дорогой ручкой. Изделия от Parker до сих пор популярны и являются, я бы сказал, престижными аксессуарами. Но мне ручка служит вовсе не для имиджа, а, как я уже сказал, для письма и иногда для подарка. Начну, пожалуй, с главного: Сафронов не только не «самый-самый в России». Он вообще не художник. Он - мыльный пузырь, не более. «Самым» его сделало телевидение и, как ни странно, зритель с его неистребимым желанием смотреть с утра до вечера всевозможные шоу. Настоящему художнику - не до них; почитайте биографии мастеров: у них практически не было личной жизни... Этюды, пленэры, поиск натуры, круглосуточная работа в мастерской, - в ней они практически жили. Парадные портреты (на заказ) царских особ - вовсе не из стремления стать «придворными»: это, подчас, было продиктовано единственной возможностью получить приличный гонорар за свою работу. ХУДОЖНИКАМ ВСЕХ ЭПОХ ВСЕГДА ЧУЖДА БЫЛА ВКУСОВЩИНА И ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО (Исключение - Налбандян , зарывший свой талант в «сталиниану»). Сколько из них умерло в нищете... Винсент Ван Гог, Рембрандт Ван Рейн ... Первого «тащил в знаменитые» младший брат Тео, давая гению деньги на жизнь, покупая ему холсты и краски, оплачивая лечение в психиатрических клиниках, куда художник попадал в результате депрессий, вызванных общественным неприятием его творчества... К второму на излёте жизни пришли ростовщики и описали всё его убогое имущество: голландскому живописцу и мировому гению нечем было оплачивать по счетам. Арестовали и самое ценное, что оставалось у художника незадолго до кончины. «...Картина «ДАНАЯ», размер 185 Х 202»,- написали они в своей описи, перед тем как погрузить шедевр в подогнанную для этой цели повозку, вместе с кухонной утварью и загрунтованными холстами... Никасу Сафронову некогда заниматься творчеством: с одного шоу он спешит на другое, затем - на третье. На них он рассказывает много чего интересного из своей личной жизни: в какую копеечку ему обходится ремонт в купленной намедни квартире; как его обокрал малолетний гастарбайтер, умыкнув сотовый из машины, в которой Никас подвозил бессовестного воришку; рассказывает о сотнях романов (последних, полагаю, на порядок больше, поскольку одну из сонма бывших возлюбленных, кинувшуюся Никасу на грудь прямо в студии, Никас даже не признал); рассказывает о расценках - от ста тысяч рублей за кило... ой, простите - за живописную единицу... Самое главное моё разочарование в творчестве Никаса Сафронова - это отсутствие творчества в творчестве. Я не увидел ЖИВОписи в живописи: на немногочисленных холстах, изображающих природу - какие-то мёртвые, вымученные пейзажи, с отсутствием воздушной перспективы. Неверны и линейные перспективы (точка схода в них либо отсутствует, либо находится невесть где); о технике лессировки Никас - рупь за сто! - даже не слышал; абрис предметов излишне резок; каждая деталь в перегруженной композиции кричит: «Я самая красивая!»; вода у художника - пластилиновая, то есть Никас абсолютно не умеет писать воду; облака напоминают вату, поскольку написаны лишь цинковыми белилами... «Нет, это не Рокуэл Кент», - подумал я, разглядывая сафроновские «облака» (у американского художника специалисты насчитываю до двухсот оттенков белого...). Метафорический язык Никаса излишне вычурен и претенциозен, подтекст сюжетов - если такой имеется - боюсь, понятен лишь автору: в них, увы, откровенно читается его стремление к подражательству. Лавры Дали не дают Никасу покоя - это видно невооружённым глазом. И Никас решил: «А Я ЧЕМ ХУЖЕ?!», дав с в о ё прочтение вечного. Только сделал это даже не в разы, а на многие порядки хуже одержимого испанца... Галерея портретов Сафронова. Несколько слов о ней. Всё та же страсть к деталировке. Портрет Ди Каприо : количество волосков в бровях американской звезды, облачённой Никасом в костюм дворянина 17 века, при желании можно сосчитать; портрет Роберта Де Ниро запомнится зрителю тщательно выписанной бородавкой; Клуни - образом пуделя в дурацком парике; Пьер Ришар - улыбкой гуттаперчевой куклы с сетью застывших мимических морщин; Николь Кидман - глянцевым профилем, создающим ощущение позирования для журнала «Плэй-бой», но никак не для психологического портрета... Есть такая штука, называется она ЭПИДИОСКОП; это такое довольно нехитрое устройство из зеркал и линз: в него кладёшь фотографию, а проекция с фото ложится на стену или холст; можно обвести контур и после чего раскрасить «портретируемого»... Вот, когда смотришь на портреты Никаса Сафронова, то создаётся ощущение, что «ваял» «мастер» именно таким способом. Этому ощущению помогает утвердиться ещё и то обстоятельство, что каждому, кто пришёл на выставку Сафронова, волей-неволей приходиться идти через залы первого этажа, где экспонируются работы гениев прошлых эпох: Айвазовского, Репина, Крамского, Шишкина, Поленова, Левитана... Портретом графини Бобринской, написанным Генрихом Манизером в 1878 году, можно любоваться часами... Никас, к моему большому сожалению, не Манизер. Он, увы, лишь серенький пазл в такой же серенькой картинке из нашей блёклой действительности, а искусство настолько универсальное слово, что им можно называть что угодно, даже раскрашенный картон с подписью Никаса Сафронова. P.S. Поговорил с искусствоведом, поплакал ей в жилетку о своих страданиях обманутого эстета, чем ничуть не удивил её. «Вы знаете, - сказала она, - у нас все мои коллеги в шоке от этой выставки! А сколько художников её посетило! У всех одно мнение: это кич с претензией на искусство...» Полистал книгу отзывов. Один из них гласит: «Никас! Зайди на первый этаж: поучись живописи!» P.P.S. Заехал на обратном пути в книжный магазин. А там кроме книг ещё и картины продают. Залюбовался небольшим пейзажем, написанным маслом. Классный, говорю, пейзаж. Это не Никас Сафронов, это много лучше. Продавщица смотрит на меня и отвечает: «Вы уже пятнадцатый человек сегодня, который разве что не плюётся, говоря о Сафронове...». Владимир РУДЕНКО
Поделитесь с друзьями:
|