Характеристика альтернативной гражданской службы. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Альтернативная гражданская служба — порядок прохождения
Служба в вооруженных силах считается обязательной для всех здоровых мужчин практически во всех странах мира. Сложная обстановка на международной арене не позволяет отказаться от такого положения и в наше время.
Однако многие государства, в том числе и Россия, решили пойти навстречу желаниям некоторой части военнообязанных и разрешают им служить в рамках альтернативной гражданской службы. Такие порядки сейчас сохраняются и в нашей стране.
Понятие
Альтернативная гражданская служба (АГС) - это специфическая форма трудовой деятельности в интересах всей страны. Она проходит вместо службы в российской армии по призыву. Замена военной службы альтернативной гражданской закреплена Конституцией РФ и рядом законных и подзаконных актов. Так реализуется право граждан на отказ от военной службы по личным убеждениям. В нормативных актах сформулированы основные понятия службы, категории граждан, имеющих право служить таким образом, срок альтернативной гражданской службы.
Право на службу
Отказаться от службы в армии просто так нельзя. Россиянину право на альтернативную гражданскую службу дается в ряде конкретных, четко выверенных случаев:
- служба в армейской структуре противоречит его воззрениям или религии;
- он является представителем коренной нации с небольшим количеством людей, традиции которой не меняются сотнями лет, хозяйство носит преимущественно натуральный характер - земледелие, животноводство, добывающие промыслы и кустарные ремесла.
Другие причины уклонения от службы в рядах российской армии не признаются.
Процедура призыва
Для прохождения альтернативной гражданской службы нужно, во-первых, принести заявление в военкомат по своему месту проживания в отмеченное время:
- до 1 апреля - для мужчин, которые обязаны пойти в армию в октябре - декабре текущего года;
- до 1 октября - для мужчин, которые обязаны пойти в армию в апреле - июне текущего года.
Заявление
Особенности альтернативной гражданской службы видны еще с процедуры призыва. В отличие от обычной военной службы, нужно написать письменное заявление в свободной форме. При этом в заявлении нужно аргументировать причины, по которым служба в армии непозволительна по убеждениям или исповедуемой религии.
К заявлению надо прибавить ряд обязательных документов. Кроме того, можно принести и прочие материалы, способствующие укреплению доводов призывника. Эти документы не обязательны, они передаются по предложению призывника. Обычно призывники приносят дипломы об образовании, выписки о численности семьи. В заявлении можно подать список людей, которые могут засвидетельствовать причины, по которым служба в армии непозволительна по убеждениям или исповедуемой религии.
При подаче заявления и сопутствующих бумаг нужно, чтобы в военкомате предоставили расписку, свидетельствующуе о приеме заявления. Как правило, это отметка работника военкомата на втором экземпляре заявления о его приемке, либо документ о регистрации заявления.
Рассмотрение заявления
Поскольку считается, что условия альтернативной гражданской службы гораздо легче, чем в армии, все заявления тщательно рассматривается. Письменная просьба о замене службы в армии по призыву другой, альтернативной службой, разбирается в период деятельности призывной комиссии и лишь при появлении гражданина. О деталях процесса рассмотрения заявления россиянин извещается письменно повесткой из военкомата, получаемой под его подпись.
На заседании призывной комиссии призывнику нужно быть готовым к представлению своих доводов и убедительному изложению причин, по которым он ходатайствует о замене армейской службы другой, альтернативной. На заседание комиссии также надо позвать и людей, которые могут подтвердить позицию заявителя.
По результатам изучения заявления призывная комиссия пишет заключение о переходе россиянина с армейской службы по призыву на другую, альтернативную, или согласовывает убедительное решение о несогласии с заявлением.
Постановление призывной комиссии принимается в течение 30 дней со времени завершения периода подачи просьб в военный комиссариат, то есть для осеннего призыва конечный срок изучения заявлений достигает 1 мая текущего года, для весеннего призыва - до первого ноября.
Если появляется необходимость запроса призывной комиссией добавочных данных, время представления решения, возможно, будет продлено, но не больше чем на 30 дней.
Отказ
Альтернативная гражданская служба - это не просто легкое уклонение от службы в армии. В юридической базе Российской Федерации существуют четкие причины, по которым гражданам запрещают проходить альтернативную службу вместо армейской:
- опоздание по срокам предоставления документов;
- обязательные документы и прочие данные противоречат аргументам россиянина о том, что несение армейской службы не соответствует его взглядам или исповедуемой религии;
- в заявлении и обязательных документах изложены заведомо неправдивые данные;
- россиянин дважды приглашался повесткой на заседания призывной комиссии и не появлялся на них без уважительной причины;
- ранее россиянин имел возможность пройти АГС, но он отказался от этого.
Уважительные причины
Обычно к числу уважительных причин отсутствия причисляют:
- серьезный недуг или травму с потерей трудоспособности;
- серьезные проблемы со здоровьем близких родственников или участие в погребении родственников;
- другие уважительные причины, не зависящие от самого гражданина;
- другие обстоятельства, которые призывная комиссия или суд посчитали уважительными.
Решение приемной комиссии
Приемная комиссия в обязательном порядке принимает одно из двух решений:
- О замене службы в армии по призыву другой, альтернативной гражданской службой с параллельной выдачей повестки с четким указанием времени прихода на медицинское освидетельствование и на работу призывной комиссии для рассмотрения вопроса об отправке гражданина на АГС.
- Об отрицательном решении на заявление о замене службы в армии по призыву другой, альтернативной службой. Такое постановление можно оспорить в суде, для чего нужно взять копию выписки протокола призывной комиссии, которую обязательно передают призывнику в течение семидесяти двух часов со времени принятия постановления.
Порядок службы
На АГС порядок призыва похож на типичную армейскую службу. В этом отношении нет большой особенности альтернативной гражданской службы. На нее идут служить мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, соответствующие следующим требованиям: они не находятся в запасе, у них есть право на замену армейской службы по призыву похожей штатской службой, написали заявление в военкомат о желании заменить армейскую службу по призыву похожей гражданской службой. Ответственные органы при этом должны были принять положительное решение.
Не допускаются к службе призывники, которые не должны проходить службу по состоянию здоровья, получили временную отсрочку, учатся в вузах и ссузах, имеют двоих детей, нетрудоспособных родителей, являются кормильцев в семье.
Место службы
После призыва гражданин отправляются на место службы. Альтернативная гражданская служба - это такая же служба, как и воинская. Так что военкомат обычно отправляет призывников в другой субъект РФ, не тот, где они постоянно проживают.
Проходить альтернативную службу граждане могут:
- в органах, подчиненных федеральной структуре;
- в органах, подчиненных ведомственной структуре субъектов нашей страны;
- в органах армии РФ, других силовых структур, армейских частях в качестве штатных работников.
Вакансии для призывников
Кем будут работать те, кто призван на альтернативную гражданскую службу? Это определяется образованием, предыдущим опытом работы, квалификацией, состоянием здоровья призывника и потребностью структур РФ в работниках. Представители коренных народов, как правило, направляются оленеводами или работниками на предприятия, которые занимаются традиционными промыслами. Остальные работают обычно санитарами или почтальонами.
Большим везением можно считать направление на работы в строительную сферу. Конечно, работать там придется тяжелее, но и зарплата повыше. На обычной службе зарплата ограничивается минимальной, а в строительстве может достигать и 20 000 рублей.
Призывники работают в образовательных учреждениях, социальной сфере, сельскохозяйственных организациях. Небольшую часть молодых людей (тех, у кого имеется соответствующая специальность) направляют в Роскосмос, Спецстрой, Федеральное агентство связи или Федеральное медико-биологическое агентство.
Срок службы
Поскольку служба в АГС считается более легкой, то и срок альтернативной гражданской службы более долгий, чем по призыву. Сейчас этот срок дольше в 1,75 раза. Для россиян (включая тех, кто учился в учреждениях высшего и среднего образования) срок альтернативной службы в федеральных структурах равняется 21 месяцу. Когда же АГС определена в армейских структурах РФ, время такой службы увеличивается только в 1,5 раза и достигает полутора лет.
Особенности службы
Россияне, проходящие АГС, особо не отличаются от типичных трудяг тех организаций, куда их отправляют. Требования альтернативной гражданской службы достаточно мягкие. Граждане получают зарплату, имеют право на обычный отпуск, рабочий день для таких трудящихся принят законодательством и обычно достигает сорока часов в неделю. Такие условия альтернативной гражданской службы сближают ее с обычной гражданской. Разве что уволиться по собственному желанию призывник не может.
Ответственность за уклонение
Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается таким же нарушением закона, как и игнорирование службы в армии. Отличие только в том, что наказание для этой категории призванных несколько легче.
Как указывается в УК РФ, россиянам, уклоняющиеся от другой, альтернативной службы по постановлению суда может быть наложен штраф в объеме до 80 тыс. руб. или в объеме зарплаты или другого дохода. Другое наказание: арест сроком до полугода или обязательные общественные работы (до 480 часов).
В юридической практике уклонистами от службы слывут россияне, получившие постановление о службе в альтернативной структуре, но по неуважительным обстоятельствам не явившиеся к месту службы в определенное время. Кроме того, происходит самочинное бегство с места службы, несогласие осуществления функций альтернативной гражданской службы, в том числе отказ подписать срочный трудовой договор, увольнение по фальшивым причинам раньше времени.
Как бы ни рассматривали АГС, альтернативная гражданская служба - это тоже обязанность, уклонение от которой карается, как и другие нарушения законов.
Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, которая осуществляется взамен военной службы по призыву.
Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную службу (более ста позиций, среди которых значительное количество должностей – медработники), а также перечень организаций, где предусматривается прохождение такой службы, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.02.2011 N 135н.
Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной службой в случаях, если:
Несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию
Он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Единый перечень таких народов утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255.
Данное право закреплено ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и реализовано Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон).
Граждане, которые проходят альтернативную службу, за свой труд получают зарплату, на них распространяются нормы социального и государственного пенсионного обеспечения. Кроме того, им предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.
На альтернативную службу направляются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые соответствуют следующим требованиям:
Не пребывают в запасе
Имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной службой
Лично подали в военкомат заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной службой
В их отношении призывная комиссия приняла соответствующее решение.
Не направляются на альтернативную службу граждане, которые:
Имеют основания для освобождения или предоставления отсрочки от призыва на военную службу
Не подлежат призыву на военную службу.
Более подробно об этом говорится в ст. 23 и 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Заявление о замене военной службы альтернативной и порядок его рассмотрения
Гражданин, желающий пройти альтернативную службу, должен подать заявление в тот военкомат, где он состоит на учете. Сделать это нужно заблаговременно: граждане, подпадающие под призыв в октябре-декабре, должны подать заявление до 1 апреля того же года, а те, кто должен отправиться служить в апреле-июне, заявление подают до 1 октября предыдущего года.
В заявлении гражданин указывает, что служба в армии противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Это утверждение он должен аргументировать, перечислив причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене службы.
К заявлению нужно приложить автобиографию, характеристику с места работы или учебы и прочие документы – по желанию заявителя. Можно также указать лиц, которые согласны подтвердить, что несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию заявителя.
Военкомат должен выдать гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.
Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в присутствии заявителя. Соответственно, его должны заблаговременно уведомить о времени и месте проведения заседания. Призывная комиссия заслушивает выступления заявителя, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов. Кроме того, она анализирует документы и сведения – как представленные заявителем, так и полученные комиссией самостоятельно.
Рассмотрев заявление, призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной или принимает мотивированное решение об отказе. Сделать это она должна в течение месяца со дня окончания срока подачи заявления в военкомат.
При положительном заключении претендента направят на медицинское освидетельствование. Потом он должен будет явиться еще на одно заседание комиссии, где будет решен вопрос о его направлении на альтернативную службу.
В России был принят закон о воинской повинности, который касается каждого мужчины, достигшего призывного возраста. Но для отдельной категории граждан предусмотрена альтернативная служба в армии. Что это такое и в чем ее особенность – знают не все молодые люди. В этих вопросах следует разобраться мужчинам, которым предстоит пройти службу в гражданском варианте.
Альтернативной гражданской службой называется один из видов трудовой деятельности, которая идет на благо обществу. Она выбирается мужчиной вместо военной службы по призыву. На протяжении установленного срока его основной работой становится определенная разновидность специальности (варианты альтернативной службы в армии могут быть разными), установленная законодательством страны.
ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»
Молодой человек, обладающий пацифистскими религиозными убеждениями, может рассчитывать на службу в альтернативной армии
Конституция Российской Федерации включает в себя закон «О прохождении альтернативной гражданской службы». 25 июля 2002 года был принят нормативный акт №113, который дает право мужчинам по определенным причинам избежать традиционной военной службы и вместо этого заниматься полезной для общества деятельностью.
Попасть на АГС могут следующие лица:
- Молодые мужчины призывного возраста, которые не могут служить в армии по причине религиозных убеждений или собственных моральных принципов.
- Мужчины, имеющие отношение к коренному населению, которое отличается небольшим количеством представителей. Они ведут традиционную для своего народа деятельность.
Особые условия службы предлагаются молодым людям, которые по личным причинам не могут пойти в армию. Это касается лиц, которые не приветствуют военное дело на протяжении всей своей сознательной жизни или только определенный период до наступления конкретной даты.
Особенности альтернативной гражданской службы
Перед выяснением вопроса о том, как можно попасть на альтернативную службу в армии, стоит разобраться в ее особенностях.
Призывники и их родители видят немало сходств между АГС и традиционной работой, поэтому многие из них предпочитают выбирать второй вариант, так как он кажется им более простым и безопасным.
После попадания на альтернативную службу молодого мужчину ожидает следующее:
- Получение официальной заработной платы. Все труды работника, который таким способом проходит армию, в обязательном порядке оплачиваются. Он получает оклад в том размере, который полагается для занимаемой им должности. Поэтому зарплата призывника напрямую зависит от того, куда именно его направят работать. В большинстве случаев новобранцам предлагаются вакансии, на которые сложно найти человека ввиду низкой оплаты труда. Поэтому на высокий заработок рассчитывать могут лишь единицы.
- Заключение трудового договора. Это значит, что призывника официально устраивают. Он должен подписать срочный трудовой договор. Данный документ подтверждает то, что молодой человек не просто временно устраивается на работу, а за счет нее лишается необходимости отбывать положенный срок в армии.
- Получение больничного, выходных и отпуска. Все эти моменты в обязательном порядке обговариваются с работником, которому была предложена АГС. Каждый год призывнику будет предоставляться законный отпуск. Он обязательно оплачивается. Чтобы получить его, достаточно написать соответствующее заявление на имя своего руководства.
Иногда у работника, который проходит альтернативную службу в армии, случаются прогулы. Их принято воспринимать в качестве нарушения трудовой дисциплины, что может караться штрафами или понижением заработной платы.
В законе об альтернативной службе указано, что прогулы мужчины, находящегося на такой службе, не включаются в ее сроки.
Основной перечень профессий, подлежащих АГС
Охранная сфера – одно из направлений альтернативной службы
Военный срок, который мужчина может пройти за счет альтернативной службы, будет засчитан только при условии выполнения им своих рабочих обязанностей на конкретной должности.
Все основные профессии, предусмотренные АГС, указаны в специальном перечне. С ним может ознакомиться каждый желающий, которого интересует альтернативная служба.
Призывнику предлагается профессия, которая соответствует одному из следующих направлений:
- Социальная сфера.
- Работа в учреждениях здравоохранения и диспансерах.
- Образовательная, культурная и строительная деятельность.
- Охранная сфера.
- Военные учреждения, в которых предлагается служба для гражданских лиц.
Полный список направлений и должностей присутствует в Приказе Министерства труда Российской Федерации, который был установлен от 13 февраля 2015 года. Он числится под №85Н.
На получение должности из основного перечня профессий могут рассчитывать:
- Мужчины, которые имеют определенную квалификацию;
- Начинающие специалисты, которые имеют законченное высшее образование по конкретной специальности;
- Новобранцы, которые хорошо разбираются в торговле;
- Лица с техническим образованием;
- Мужчины, которые ознакомлены с процессом выполнения сельскохозяйственных задач.
Каждый из них может быть заинтересован в прохождении альтернативной службы в армии. Чтобы получить такое право и пройти АГС, необходимо соответствовать определенным требованиям, которые указаны законодательством.
Срок
Срок прохождения альтернативной службы превышает срок срочной военной службы
АГС в вооруженных силах отличается определенными условиями от традиционной военной службы в армии. В данном случае речь идет не только о виде деятельности, которой будет заниматься призывник в течение отведенного для этого промежутка времени. Еще одно важное отличие заключается в сроках прохождения альтернативной службы.
Мужчины призывного возраста, которым предложена АГС, вынуждены проходить службу более долгий период, чем обычные военнослужащие. Это обусловлено предоставлением им особых условий, которые как бы оплачиваются увеличенным сроком.
Мужчина, который призывается по закону РФ (Российской Федерации) на альтернативную службу, должен быть ознакомлен со сроками ее прохождения, установленными в России на текущий момент времени.
Существует несколько вариантов, которые касаются сроков АГС:
- Если мужчина устраивается на работу в подведомственную армию или военную часть, оставаясь при этом гражданским лицом, то длительность его службы будет ограничиваться 18 месяцами;
- Если служба молодого человека проходит в других организациях, например, на почте или в налоговой инспекции, то срок для него увеличивается до 21 месяца.
С целью напоминания стоит уточнить, что классическая служба в армии занимает у военнослужащих ровно 12 месяцев. Поэтому отличие ее срока от длительности прохождения АГС достаточно значительное.
Место прохождения
Призывник может быть направлен на выполнение общественно важных работ самого разного типа
К числу самых популярных относится вопрос призывников, который касается места прохождения ими альтернативной службы. Среди людей, не знакомых с особенностями подобной трудовой деятельности, ходят слухи, что после призыва новобранцам приходится постоянно ухаживать за больными. По их мнению, это единственный вариант, который предлагается мужчинам. На самом деле все обстоит по-другому.
Чтобы понять, где именно новобранец должен проходить альтернативную службу и есть ли смысл соглашаться на нее, следует обратиться к нормативному акту №113, о котором выше шла речь.
Правительство Российской Федерации установило особый порядок, который требует, чтобы бюджетные и муниципальные организации заранее подавали заявки в органы о необходимости набора сотрудников на определенные рабочие должности. Все они в дальнейшем предлагаются мужчинам, за которыми была закреплена альтернативная гражданская служба.
Список свободных рабочих должностей формируется перед каждым запланированным призывом в армию. Ежегодно в нем могут происходить значительные изменения. Выбор должности для новобранца осуществляется на основе имеющегося у него образования. Также могут учитываться профессиональные навыки и возможные рекомендации.
Приблизительно в 98% случаев призывников, проходящих альтернативную гражданскую службу, оставляют в пределах города. Поэтому молодому человеку, который проходит АГС, крайне редко приходится покидать свой населенный пункт.
Не исключается, что новобранец, который выбрал АГС, будет вынужден отправиться для прохождения гражданской службы в армии в другой город. В этом случае мужчине предоставляется бесплатное место в общежитии.
Льготы
Молодые люди, которые решают проходить альтернативную гражданскую службу, могут рассчитывать на получение определенных привилегий. Им обеспечивается:
- Бесплатный проезд в общественном транспорте к месту, где проходит гражданская служба. На такси эта привилегия не распространяется.
- Возможность каждый год использовать месяц законного отпуска.
- Получение бесплатного жилья, которое дается мужчине на время прохождения им альтернативной службы в армии.
На этом преимущества АГС для новобранцев не заканчиваются. Молодой мужчина в обязательном порядке получает определенные трудовые и социальные гарантии. Они распространяются на все должности, которые присутствуют в списке вакансий для призывников АГС.
Ответственность за уклонение от прохождения альтернативной службы
Только предоставление соответствующих документов поможет призывнику попасть на службу в альтернативную армию
Мужчинам следует знать не только, как получить возможность проходить альтернативную службу в армии, но и иметь представление об ответственности за уклонение от своих рабочих обязанностей.
Отказ проходить альтернативную гражданскую службу может обернуться для молодого человека следующими проблемами:
- Получение штрафа, размер которого достигает 80 тысяч рублей. Также рассматривается вариант взыскания с мужчины суммы, которая равняется его заработной плате. Оно может распространяться на любые другие доходы новобранца, полученные за последние 6 месяцев.
- Необходимость провести на работах время, которое ограничивается 480 часами.
- Арест призывника, срок которого может достигать 6 месяцев.
Стоит заметить, что в России крайне редко встречаются приговоры для мужчин, которые умышленно избегают прохождения альтернативной гражданской службы. С 2009 года по закону были осуждены 11 человек. Большинству из них удалось отделаться выплаченным штрафом. Остальным присудили посещение обязательных работ.
Рассчитывать на разрешение пройти АГС в армии могут лишь лица, которые имеют возможность предоставить руководству документы, подтверждающие их неспособность прохождения традиционной службы. Заявление со всей документацией рассматривается в особом порядке, после чего мужчина может услышать конечный вердикт по поводу его дела. Одного лишь нежелания находиться в классической армии для получения АГС недостаточно.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Альтернативная гражданская служба
1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу
1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее - призывная комиссия) принято соответствующее решение.
2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":
имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
не подлежат призыву на военную службу;
имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы
1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.
Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы
1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.
2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.
3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.
4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.
5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:
прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Статья 6. Организация альтернативной гражданской службы
1. Альтернативная гражданская служба организуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями.
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом возлагают на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществление нормативного регулирования, а также организационных, контрольных и иных функций в области организации альтернативной гражданской службы.
3. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации утверждает положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, издает иные нормативные правовые акты в области организации альтернативной гражданской службы и обеспечивает их исполнение.
4. В организации альтернативной гражданской службы участвуют федеральные органы исполнительной власти, определяемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, а также эти организации.
Функции указанных федеральных органов исполнительной власти в области организации альтернативной гражданской службы определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и настоящим Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
представляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предлагается предусмотреть прохождение альтернативной гражданской службы;
ведут учет подведомственных им организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы;
направляют в специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти необходимую информацию о гражданах, прибывших для прохождения альтернативной гражданской службы в подведомственные им организации;
ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в подведомственных им организациях, организуют их размещение и бытовое обслуживание;
контролируют исполнение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях, где граждане проходят альтернативную гражданскую службу;
Организации, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы:
представляют в соответствующий федеральный орган исполнительной власти или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения по перечням видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу;
заключают срочные трудовые договоры с гражданами, направленными для прохождения альтернативной гражданской службы, и прекращают с ними срочные трудовые договоры;
организуют при необходимости профессиональное обучение граждан, направленных для прохождения альтернативной гражданской службы;
контролируют исполнение гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей; в случае уклонения граждан от альтернативной гражданской службы принимают меры по привлечению их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение положений настоящего Федерального закона, осуществляют меры по реализации прав граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и их социальную защиту.
Статья 7. Ответственность должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
Члены призывных комиссий, должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями незаконному направлению граждан на альтернативную гражданскую службу либо уклонению граждан от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, а также препятствующие исполнению гражданами обязанностей альтернативной гражданской службы или не исполняющие обязанности, связанные с организацией альтернативной гражданской службы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы
Финансирование мероприятий, связанных с организацией альтернативной гражданской службы и предоставлением прав и социальных гарантий гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов организаций и внебюджетных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время
Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Глава 2. Организация направления граждан на альтернативную гражданскую службу
подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);
рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;
явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
2. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и настоящим Федеральным законом.
3. На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
4. Порядок направления граждан на альтернативную гражданскую службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в порядке, определяемом положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Статья 11. Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
1. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
2. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.
В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
3. Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.
Статья 12. Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой
1. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
2. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:
выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
анализа документов, представленных гражданином;
анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
3. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;
характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
5. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:
заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
6. Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
7. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.
Статья 13. Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу
1. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
2. Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.
3. Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.
Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.
4. В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Статья 14. Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы
1. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
2. Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.
Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.
Статья 15. Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу
Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Глава 3. Прохождение альтернативной гражданской службы
Статья 16. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы
1. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.
3. Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
4. По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Статья 17. Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу
1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Глава 4. Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
Статья 18. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
1. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.
3. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.
Статья 19. Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации
1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.
2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.
5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.
6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.
Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).
7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.
8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.
Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в том числе в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, и к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы, компенсируются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Расходы, связанные с реализацией права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на бесплатный проезд к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно, компенсируются за счет средств работодателя в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу; при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, определяются положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.
3. Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.
Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.
4. Обеспечение специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иное материальное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляются организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для соответствующего вида работ.
5. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 21. Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод
1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:
соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;
соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.
2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:
отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;
занимать руководящие должности;
участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;
покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.
Статья 22. Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.
Глава 5. Увольнение с альтернативной гражданской службы
Статья 23. Основания и порядок увольнения с альтернативной гражданской службы
1. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:
по истечении срока альтернативной гражданской службы;
в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;
в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.
2. Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.
3. Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется настоящим Федеральным законом и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
4. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.
Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.
При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.
5. Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.
Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас
1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613) следующие дополнения:
пункт 1 статьи 27 дополнить абзацем следующего содержания:
пункт 1 статьи 29 дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:
"представитель соответствующего органа федеральной государственной службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).";
пункт 2 статьи 55 дополнить подпунктом "п" следующего содержания:
"п) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу.".
Президент
Российской Федерации
В. Путин
Законодательство Российской Федерации оставляет гражданам призывного возраста право выбора – срочная служба в рядах Вооруженных сил РФ или мирный труд, несущий пользу для общества, который называется альтернативная служба в армии. Не все призывники уделяют внимание изучению такой возможности, хотя многие могли бы сделать гораздо больше для своей Родины в роли хорошего гражданского специалиста.
Что такое альтернативная гражданская служба
На военную службу в армии РФ призываются молодые люди, у которых есть гражданство страны, от 18 до 27 лет. Заменить срочную службу альтернативной, при соблюдении определенных условий, имеет право любой призывник. Альтернативная гражданская служба – вид трудовой деятельности, которую осуществляет гражданин взамен службы в рядах вооруженной армии страны.
Правовая основа
Право перехода на альтернативную службу и согласование ее условий установлено на международном уровне. В России оно регулируется государственной Конституцией, настоящим Федеральным законом, нормативными актами. Также правовой основой можно считать законодательство отдельных субъектов Российской Федерации, которое применяется в части и не противоречит настоящему Федеральному закону.
На основании Конституции РФ и в соответствии с ее положениями разработан Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», который действует в настоящий момент. Дата подписания Президентом – 25.07.2002.
Также трудовую деятельность граждан, которым предоставлено разрешение нести альтернативную службу в одобренной организации, регулирует Трудовой Кодекс РФ.
Кого направляют на АГС
В статье 2 действующего Закона «Об альтернативной гражданской службе» выделяются следующие категории граждан, которые могут подать в соответствующие органы заявление об изменении условий призыва:
- Граждане, которые не могут нести военную службу из-за личных или религиозных убеждений, но готовы мирным трудом приносить пользу обществу и государству. Объективные доказательства особенностей мировоззрения предоставить не так просто – принадлежность к определенной религии могут подтвердить единоверцы, а протест против милитаризма подкреплен лишь личным объяснением;
- Граждане, принадлежащие к одному из малочисленных народов, коренных населений удаленной местности, ведущие традиционный образ жизни и зарабатывающие натуральным хозяйствованием.
Основные условия для предоставления доступа к АГС:
- Призывной возраст – от 18 до 27 лет;
- Отсутствие противопоказаний к военной службе. При наличии проблем со здоровьем молодой человек автоматически получает военный билет по здоровью либо отсрочку;
- Личная подача заявления о замене службы в Вооруженных силах РФ на альтернативную гражданскую службу;
- Соответствующее разрешение от призывной комиссии, которое называется «Решение о направлении на АГС». Выносится после подачи заявления и проверки его по всем критериям.
Отказ на замену военной службы альтернативной, согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе», получают граждане, которые освобождены от призыва в армию, или документально подтвердившие право на отсрочку.
Срок прохождения АГС
Установленный на законодательном уровне срок прохождения военной службы – 1 год. Прохождение АГС превышает его в 1,7 раза и составляет:
- В гражданской должности при армейских подразделениях – полтора года;
- В гражданской должности в организациях, не имеющих отношения к Вооруженным силам РФ – 21 месяц.
Срок альтернативой гражданской службы начинается в тот же день, который военный комиссариат назначает, как день отправления гражданина в выбранный для трудовой деятельности пункт. Днем окончания АГС считается дата, прописанная в трудовом договоре с работодателем. Она обычно совпадает с окончанием обозначенного в законе срока.
Место прохождения АГС
Альтернативная служба значит, что в армии гражданин может занимать только гражданские должности, но чаще всего его направляют в лояльные организации, которые нуждаются в дополнительных работниках. На альтернативную гражданскую службу гражданин призывного возраста направляется индивидуально или в качестве члена формирования. Служба проходит в организациях, которые находятся в ведомстве федерального органа власти или в воинской части, исполняя обязанности гражданского персонала.
Для прохождения АГС призывник отправляется за пределы той территории страны, на которой проживает большую часть времени. Особым решением военный комиссариат может оставить гражданина на территории постоянного места жительства и предоставить место в соответствующей организации субъекта РФ.
Если молодого человека назначают на службу в другой город, он гарантированно получает место в общежитии.
Представители малочисленных коренных народов определенных субъектов РФ проходят АГС в организациях, которые специализируются на традиционном хозяйствовании и поддерживают народные промыслы.
Полный перечень профессий и должностей, доступных для АГС, определяется Правительством Российской Федерации. В этом перечне перечислены и сами организации, на базе которых может быть организована альтернативная служба. Все они находятся в статусе государственных. При направлении на место основную роль играет образование гражданина, его квалификация, опыт в разных сферах, состояние физического и психологического здоровья, семейное положение.
Также учитываются потребности разных организаций в дополнительных трудовых ресурсах, не мешающих полноценному рабочему процессу. Самые популярные профессии, которые выбирают граждане на АГС, – рабочий зеленого хозяйства, токарь, сторож, уборщик, санитар, животновод, слесарь, машинист.
Несколько основных отличий АГС
От недостаточного понимания, что значит альтернативная служба в российской армии, у призывника могут возникнуть сложности с подачей заявления.
Отличия АГС от срочной службы:
- Подписание трудового договора – согласно Федеральному закону «Об альтернативной гражданской службе», закрепляет отношения гражданина и организации, юридически защищая обе стороны от возможных рисков и наделяя особыми правами, что соответствует основным положениям Трудового Кодекса РФ. В трудовом договоре освещается размер заработной платы и порядок ее выплаты, предоставление отпусков и больничных, законных выходных;
- Выплата заработной платы – происходит согласно внутреннему распорядку организации, в которую направлен гражданин, соответствует занимаемой должности;
- Прогулы не засчитываются в срок АГС, являются прямым нарушением срочного трудового договора и внутреннего распорядка организации.
Ограничение в правах граждан на АГС
У гражданина, который получил разрешение на замену службы АГС, есть конкретные ограничения в правах и действиях, прописанные в ФЗ. Ему строго запрещено:
- Перемещение по карьерной лестнице, повышение и переход на руководящие должности;
- Участие в забастовках, митингах, стихийных мероприятий, направленных на дискредитацию руководства организации;
- Совмещение службы с работой по договору в другой организации;
- Неподчинение дисциплине, отказ соблюдать установленные порядки, выполнять свои должностные обязанности;
- Уход с рабочего места без предупреждения руководства и его согласия.
Права и обязанности гражданина прописаны в Трудовом Кодексе РФ, к которому он может обратиться в случае, если не согласен с действиями организации по отношению к себе.
Наказание за уклонение от АГС
Граждане РФ, получившие разрешение на замену срочной службы альтернативной и уклонившиеся от государственного направления, привлекаются к уголовной ответственности. Наказание может быть назначено, как:
- Штраф – сумма в размере до 85 тысяч рублей либо удержание заработной платы за 6 месяцев;
- Принудительные работы до 480 часов;
- Заключение под стражу до 6 месяцев.
У призывника, который пытается уклониться от исполнения предписаний комиссариата, остается судимость, поэтому не стоит относиться к АГС, как к полному освобождению от несения службы. Судимость повлияет на всю дальнейшую жизнь человека, может стать поводом для отказа в продвижении по службе и выдаче денежных кредитов.
Подача заявления на АГС
Для того чтобы заявление было рассмотрено призывной комиссией, необходимо соблюдать актуальные сроки подачи документов. Как минимум за 6 месяцев до начала своего призыва собранный пакет документ предоставляется на проверку. Сроки подачи ограничены, так как после сбора заявлений необходимо провести прогнозирование и выделить, какое количество свободных мест потребуется от предприятий и сколько они уже готовы предоставить на момент окончания призыва.
Если отсрочка призывника заканчивается позже принятого срока, он может известить об этом военкомат в течение 10 дней и подать заявление на АДС позднее.
В своем заявлении гражданин объясняет, почему он желает узнать, как получить разрешение на альтернативную службу в армии, предоставляет дополнительную базу в виде характеристик с места учебы или работы, автобиографические данные, показания родственников и знакомых, которые могут дать необходимые для положительного решения комиссии данные.
Призывная комиссия может принять отрицательное решение, если посчитает доводы недостаточно убедительными или ложными. Свое решение комиссия объясняет гражданину, детально анализируя его заявление и приводя опровергающие его доводы. Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.
Мифы об АГС
Миф 1
Право заменить срочную службу на АГС предоставляют, в основном, верующим, принадлежащим к определенной конфессии.
На самом деле:
- Каждый гражданин, убеждения которого не позволяют нести военную службу, может настаивать на определении его на АГС.
Миф 2
Альтернативную гражданскую службу приравнивают к уклонению, и после нее отношение к гражданину в обществе преимущественно негативное.
На самом деле:
- В мышлении большинства людей сложилось прочное убеждение, что только Вооруженные силы могут сделать из молодого человека мужчину и настоящую личность, а тот, кто предпочитает другой путь, просто пытается оправдать свою слабость. Но уклонение от армейской службы и полезный для общества труд – совершенно разные вещи, призывник просто выбирает подходящий для себя способ быть нужным своему государству.
Миф 3
В обязательном порядке к заявлению гражданина прикладывается документ, доказывающий принадлежность к религиозной группе или организации, которая придерживается идеи пацифизма.
На самом деле:
- Такой документ может быть приложен только при личном желании гражданина. Приложенной автобиографии и справок с места учебы (работы) обычно достаточно для принятия решения.
Миф 4
Пройдя АГС нельзя пойти работать в МВД, МЧС, полицию и т. п.
На самом деле:
- На законодательном уровне таких запретов нет. В ряды сотрудников МЧС и МВД поступают те, кто проходит строгую врачебную комиссию и консультацию психолога. Служба в АГС никак не влияет на этот отбор.
Миф 5
Гражданину обязательно доказывать свои убеждения и религиозную принадлежность. Призывная комиссия имеет право отказать в замене срочной службы, если нет веских доказательств и свидетельских показаний.
На самом деле:
- Аргументировать собственные убеждения фактическими доказательствами, скорее всего, не получится. Больше подойдут грамотные доводы в защиту своего выбора и гражданской позиции. Призывник должен ясно рассказать комиссии, чем руководствуется, предпочитая мирный труд военной службе, и чем будет полезен в соответствующей организации.
Уделив немного внимания изучению своих гражданских прав, призывник может выбрать удобный для него способ несения службы в армии и опираться в своем решении на законы государства.