Начало деятельности верховной распорядительной комиссии. Верховная распорядительная комиссия, Лорис-Меликов. Состав и год создания. Смотреть что такое "Верховная распорядительная комиссия" в других словарях
Произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным , и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению и могли быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением.
История
5 марта состоялась беседа главного начальника с представителями петербургского городского общественного управления - городским головой бар. П. Л. Корфом , и гласными И. И. Глазуновым, Ц. А. Кавосом, В. И. Лихачевым и М. П. Митковым. Канцелярией главного начальника управлял А. А. Скальковский . Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в Санкт-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер. Эти распоряжения и меры подлежали безусловно исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя.
14 февраля 1880 года последовало первое обращение главного начальника к жителям столицы, в котором он высказал свой взгляд на предстоящую ему трудную задачу. Бороться со злом он думал двоякими средствами: 1) уголовно-полицейскими, не останавливаясь ни перед какими мерами строгости для наказания преступных действий, и 2) государственными - направленными к тому, чтобы успокоить и оградить интересы благомыслящей части общества, восстановить потрясенный порядок и возвратить отечество на путь мирного преуспеяния. При этом главный начальник рассчитывал на поддержку общества, как на средство, могущее содействовать власти в возобновлении правильного течения государственной жизни.
С целью объединения деятельности отдельных властей, высочайшими указами 3 и 4 марта г. (П. С. З., № 60609 и 60617) главному начальнику комиссии были временно подчинены III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии и корпус жандармов. Комиссия, имевшая 4 заседания - 3 в марте и 1 в июне, - коснулась разных государственных и общественных вопросов, но труды её не были обнародованы. Из принятых комиссией мер можно отметить облегчение участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности, особенно из числа учащейся молодежи.
3 апреля 1880 года по докладу главного начальника последовало высочайшее повеление, коим предписывалось губернаторам и градоначальникам представить в течение 2-х - 3-х месяцев точные списки таких поднадзорных, с заключением о том, кто из них заслуживает облегчения и может быть допущен в учебные заведения. Эти отзывы местных начальств подлежали пересмотру комиссии, которая могла производить и фактическую поверку полученных сведений на месте. Таким образом, с мая по август 1880 года многие были вовсе освобождены или возвращены на родину или воспользовались иными льготами, например допущением вновь в высшие учебные заведения. Дела о прочих поднадзорных переданы после закрытия комиссии в министерство внутренних дел . Так как ближайшая цель комиссии вскоре была признана настолько достигнутой, что дальнейшая охрана государственного спокойствия могла происходить в общеустановленном порядке, с некоторым лишь расширением круга действий министерства внутренних дел, то именным указом 6 августа 1880 года Верховная распорядительная комиссия и III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии были закрыты с передачей дел в Департамент государственной полиции , образованный при министерстве внутренних дел. Вместе с тем министру внутренних дел (гр. Лорис-Меликову) предоставлено завершение возбужденных комиссией вопросов с правом приглашать для этого бывших её членов в особые совещания.
верховная распорядительная комиссия
Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия
- чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале - августе 1880, созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным, и объединивший действия всех властей по охране государственного порядка и общественного спокойствия. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению и могли быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением.
История
Учреждёна в Санкт-Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 года (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и общественный строй России. Комиссия состояла из главного начальника, генерал-адъютанта графа Михаила Лорис-Меликова, и назначаемых для содействия ему по непосредственному его усмотрению членов. Членами комиссии состояли: член Государственного совета К. П. Победоносцев, генерал-адъютант князь А. К. Имеретинский, статс-секретарь М. С. Каханов, тайные советники М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин, П. А. Марков; свиты Его Императорского Величества генерал-майоры П. А. Черевин и М. И. Батьянов и действительный статский советник С. С. Перфильев. Сверх того, главный начальник мог приглашать в комиссию всех лиц, присутствие коих признавалось им полезным. Заведующим делами комиссии был А. М. Кузминский.
5 марта состоялась беседа главного начальника с представителями петербургского городского общественного управления - городским головой бар. П. Л. Корфом, и гласными И. И. Глазуновым, Ц. А. Кавосом, В. И. Лихачевым и М. П. Митковым. Канцелярией главного начальника управлял А. А. Скальковский. Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в Санкт-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер. Эти распоряжения и меры подлежали безусловно исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя.
14 февраля 1880 года последовало первое обращение главного начальника к жителям столицы, в котором он высказал свой взгляд на предстоящую ему трудную задачу. Бороться со злом он думал двоякими средствами: 1) уголовно-полицейскими, не останавливаясь ни перед какими мерами строгости для наказания преступных действий, и 2) государственными - направленными к тому, чтобы успокоить и оградить интересы благомыслящей части общества, восстановить потрясенный порядок и возвратить отечество на путь мирного преуспеяния. При этом главный начальник рассчитывал на поддержку общества, как на средство, могущее содействовать власти в возобновлении правильного течения государственной жизни.
С целью объединения деятельности отдельных властей, высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 г. (П. С. З., № 60609 и 60617) главному начальнику комиссии были временно подчинены III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии и корпус жандармов. Комиссия, имевшая 4 заседания - 3 в марте и 1 в июне, - коснулась разных государственных и общественных вопросов, но труды её не были обнародованы. Из принятых комиссией мер можно отметить облегчение участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности, особенно из числа учащейся молодежи.
3 апреля 1880 года по докладу главного начальника последовало высочайшее повеление, коим предписывалось губернаторам и градоначальникам представить в течение 2-х - 3-х месяцев точные списки таких поднадзорных, с заключением о том, кто из них заслуживает облегчения и может быть допущен в учебные заведения. Эти отзывы местных начальств подлежали пересмотру комиссии, которая могла производить и фактическую поверку полученных сведений на месте. Таким образом, с мая по август 1880 года многие были вовсе освобождены или возвращены на родину или воспользовались иными льготами, например допущением вновь в высшие учебные заведения. Дела о прочих поднадзорных переданы после закрытия комиссии в министерство внутренних дел. Так как ближайшая цель комиссии вскоре была признана настолько достигнутой, что дальнейшая охрана государственного спокойствия могла происходить в общеустановленном порядке, с некоторым лишь расширением круга действий министерства внутренних дел, то именным указом 6 августа 1880 года Верховная распорядительная комиссия и III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии были закрыты с передачей дел в Департамент государственной полиции, образованный при министерстве внутренних дел. Вместе с тем министру внутренних дел (гр. Лорис-Меликову) предоставлено завершение возбужденных комиссией вопросов с правом приглашать для этого бывших её членов в особые совещания.
Ссылки
- Указ Александра II Сенату о комиссии по охранению государственного порядка. 12.02.1880. Проект Российского военно-исторического общества «100 главных документов российской истории».
- Верховная распорядительная комиссия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
- Верховная распорядительная комиссия // Большая советская энциклопедия: / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/86754
верховная распорядительная комиссия
5 февраля грянул взрыв в Зимнем дворце, организованный ИК «Народной воли». Император не пострадал, но 11 солдат лейб-гвардии Финляндского полка, несшего караул во дворце, было убито и 56 ранено. Можно представить, как воспринял эту террористическую акцию боевой генерал Лорис-Меликов, оберегавший солдатские жизни на войне и столкнувшийся с гибелью воинов в самом центре империи - в столице, в царском дворце. Он назовет действия революционеров «преступными, позорящими наше общество».
12 февраля 1880 г. была образована «Верховная распорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия» (Приложение 2). Во главе ее был поставлен М.Т. Лорис-Меликов, который попытался вести более гибкую политику.
В первой части Указа о создании Верховной распорядительной комиссии говорилось о необходимости положить «предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок».
Указ состоял из одиннадцати пунктов. Первые пункты носили организационный характер (создание Комиссии, ее состав, назначение председателя). В следующих пунктах рассматривались функции ВРК. Как видно из Указа - основная задача Комиссии - организация борьбы с революционным движением. Председателю ВРК Лорис-Меликову давались широкие полномочия - права главноначальствующего в Санкт-Петербурге и его окрестностях, с непосредственным подчинением столичного градоначальника. Упразднялась должность петербургского генерал-губернатора. На Лорис-Меликова возлагалось «верховное направление» дел по государственным преступлениям. Все требования начальника Верховной распорядительной Комиссии подлежали немедленному исполнению всеми должностными лицами и ведомствами, не исключая и военного. Руководитель ВРК имел право «делать все распоряжения и принимать все меры для охранения государственного порядка и общественного спокойствия как в Санкт-Петербурге так и в других местностях империи».
Создание Комиссии и ее полномочия по существу ставили III Отделение собственной его императорского величества канцелярии в подчиненное Комиссии положение. Военный министр Д.А.Милютин, беседовавший с Лорис-Меликовым 10 февраля, писал о своем впечатлении от этого разговора: «Граф Лорис-Меликов понял свою новую роль не в значении только председателя следственной Комиссии, а в смысле диктатора, которому как бы подчиняются все власти, все министры».
Как выяснилось в дальнейшем, Милютин был прав. В ходе работы комиссии, Лорис-Меликов понимал свои задачи весьма широко. Помимо непосредственной борьбы с противоправительственной деятельностью, он полагал, что Комиссия должна выработать систему мер, которые могли бы нормализовать положение в стране и успокоить общество. Что касается личности Лорис-Меликова, то она как нельзя более подходила для выполнения поставленных перед Комиссией задач.
Он отличался деловой активностью и умением искать компромиссы, он пользовался большим доверием императора, их общение в этот период было практически ежедневным.
26 февраля 1880г. Лорис-Меликов подает Александру II «Всеподданнейший доклад», основная мысль которого сводилась к необходимости объединения всех полицейских властей. Он считал это «единственным верным путем для достижения успехов в мерах против крамолы». Лорис-Меликов писал, что разрозненные действия правительственных лиц и учреждений - «одна из главнейших причин» неуспеха в борьбе с революционными силами». Царь выразил согласие с Лорис-Меликовым.
Указом 3 марта 1880 г. III Отделение собственной его императорского величества канцелярии было официально «временно» подчинено ВРК. Это было большой победой Лорис-Меликова. III Отделение являлось высшим органом политической полиции в России и подчинялось императору. Император назначал его главного начальника, который являлся одновременно и шефом жандармов. В обязанности III Отделения входила охрана государственного строя, надзор и контроль за всеми сторонами политической и общественной жизни России, а также за деятельностью государственного аппарата и выборных учреждений. Основной же функцией III Отделения являлась борьба со всеми проявлениями антиправительственной деятельности, будь то в области политики или идеологии. Просуществовав более полувека, III Отделение все меньше и меньше справлялось с возложенными на него функциями, хотя его структура и методы работы претерпевали определенные изменения. Член ВРК И.И.Шамшин, проведя ревизию III Отделения, отмечал крайнюю неэффективность его деятельности, связанную с отсутствием притока свежих сил, запущенностью делопроизводства, общую атмосферу застоя, устаревшие методы сыска, волокиту, слабое знание положения дел в революционных организациях.
Материалы обследования III Отделения отсутствуют как в фонде Верховной следственной Комиссии, так и в личном фонде Лорис-Меликова, нет их следов и в фонде III Отделения. Краткие сведения о результатах проверки сохранились лишь в дневнике государственного секретаря Е.А.Перетца, с которым член Комиссии ВРК, сенатор И.И.Шамшин, проводивший ревизию, делился своими впечатлениями. «... Дела III отделения были в большом беспорядке, - говорится в дневнике. - Часто не находилось в них весьма важных бумаг, на которых основано было все производство. Когда он, (Шамшин) требовал эти бумаги, отвечали обыкновенно, что их нет; при возобновлении же требования, особенно под угрозой пожаловаться графу Лорис-Меликову, производились розыски и часто находили было не достававшие листы; иногда оказывались они на дому у того или иного чиновника, иногда в ящиках столов канцелярии; раз случилось даже, что какое-то важное производство отыскано было за шкафом».
Шамшин утверждал, что «идеально» была поставлена деятельность по наблюдению за высокопоставленными лицами. В Дневнике же Перетца читаем: «Обо всем этом, не исключая анекдотов, случавшихся в частной жизни министров и других высокопоставленных лиц, докладывалось государю». Примером может служить тщательно организованное наблюдение за великим князем Николаем Николаевичем (старшим), за его поездками к неофициальной жене балерине Е.Г. Числовой и их детям, которые были высланы в Ригу. Наблюдение велось как в Риге, так и за всеми перемещениями великого князя. Велось наблюдение и за великим князем Константином Николаевичем. По свидетельству многих современников, к 80-м годам III Отделение превратилось в глазах общественности в крайне непопулярное, жестокое, неразборчивое в средствах государственное учреждение. Как писал в своем дневнике народоволец Н.В. Клеточников, сумевший внедриться в III Отделение, его сотрудники «готовы за деньги отца родного продать, выдумать на человека какую угодно небылицу, лишь бы написать донос и получить награду».
Явно устаревшей была и система соподчиненности III Отделения и других полицейских учреждений, остававшаяся почти без изменений с момента создания III Отделения в 1826 г.
Для характеристики III Отделения и его руководства еще более авторитетным является высказывание Н.Д. Селивестрова, генерал-лейтенанта, товарища шефа жандармов. После убийства С.М. Кравчинским шефа жандармов Н.В. Мезенцева, он временно исполнял должность шефа жандармов. В качестве такового он писал в русское посольство в Лондоне письмо с просьбой помочь в подыскании в Англии агента для работы в революционной среде: «Его величеству угодно, чтобы я действовал как хозяин всего дела и приступил к некоторым преобразованиям. При существующей обстановке действовать успешно - дело невозможное, и я прошу Вашего содействия. Все то, что было заведено Шуваловым, запущено, а пресловутый Шульц, может быть, в свое время имевший способности, - теперь никуда не годится, - он только сплетничает, жалуется. Агентов у нас вовсе нет, ни единого добропорядочного, и я обращаюсь к Вам за помощью... Не откажите для пользы родины помочь. Шульц уверяет, что агентов-сыщиков и вообще агентов в России вовсе нельзя найти, что до известной степени справедливо. Извините за лаконизм: со дня убийства Мезенцева я работаю по 18 часов в сутки и боюсь свалиться с ног; я совершенно изнемогаю и проклинаю тот день, в который принял назначение товарища шефа жандармов. Ответ пришлите через Министерство внутренних дел, - иначе даже ко мне адресованные письма по почте приятель Шульца Шор все вскрывает».
Созданное как одно из отделений собственной его императорского величества канцелярии, III Отделение, как упоминалось выше, подчинялось непосредственно императору. В то время существовало Министерство внутренних дел и внутри этого Министерства - Департамент полиции Исполнительной. Не было четкого разграничения полномочий в деле руководства полицией на местах. Такое положение приводило к соперничеству между МВД и III Отделением, что также не могло не отражаться на эффективности и авторитете полицейских служб.
После проведения судебной реформы 60-х годов стали все более осложняться отношения между III Отделением и судебной властью, стремившейся следовать букве закона и в ряде случаев препятствовать полицейскому произволу. Разногласия между III Отделением и Министерством юстиции нарастали. Жандармы после введения временных правил 1 сентября 1878 г. все больше вмешивались в вопросы судебных властей.
За указом о временном подчинении III Отделения ВРК уже на следующий день (4 марта) последовало новое «высочайшее» повеление, в соответствии с которым и Отдельный корпус жандармов также был «временно» подчинен ВРК. Отдельный корпус жандармов был специальным воинским подразделением, чины которого составляли основу штата жандармско-полицейских учреждений Российской империи: Губернских жандармских управлений (ГЖУ), Петербургского охранного отделения, жандармско-полицейских управлений железных дорог, жандармских дивизионов, крепостных команд и т.д.
Корпус жандармов имел двойное подчинение. По инспекторской, строевой и хозяйственной части он входил в систему Военного министерства. По «наблюдательной части», организации и ведению политического розыска, дознаний подчинялся III Отделению.
Указами от 3 и 4 марта 1880 г. руководство всеми этими учреждениями перешло в руки Лорис-Меликова. Одновременно ему были представлены все права и «круг действий», присвоенные законом шефу жандармов.
11 апреля 1880 г. Лорис-Меликов передал Александру II всеподданнейший доклад (Приложение 3), который был программой дальнейших мероприятий ВРК для решения поставленных перед ней задач. В первой части докладной записки говорилось о том, что успела сделать Комиссия (координация деятельности жандармских органов и полиции, ускорение процессов рассмотрения дознаний по политическим делам, урегулирование вопроса административной ссылки и т.д.). Далее в докладе отмечалось, что для вывода страны из кризиса необходимо провести реформы, касающиеся различных сторон общественной жизни России. В части, касающейся «охранения государственного порядка и общественного спокойствия», предлагаемая программа состояла из пяти пунктов.
Примечательно, что эта часть доклада была наиболее внимательно прочитана Александром II, некоторые абзацы были отмечены карандашом с пометкой «да». В первом пункте Лорис-Меликов предлагал «идти твердо и решительно в деле преследования злоумышленников, но не смешивать с ними людей, виновных лишь в проступках, не имеющих прямого отношения к социально-революционным проявлениям».
Во втором пункте указывалось: «Всемерно стремиться к установлению полного единства действия всех органов правительственной власти, призванных к борьбе с преступными лжеучениями, к объединению, сосредоточению и усилению деятельности разного рода полиций (городской, уездной, жандармской и сыскной)...»
В третьем пункте Лорис-Меликов особо подчеркивал, что необходимо «стремиться к возвращению от чрезвычайных мер к законному течению дела».
Два последних пункта содержали перечень предлагавшихся конкретных мер по нормализации общественных отношений, подчеркивалась необходимость «побудить правительственные учреждения и лица к более внимательному отношению к выразившимся насущным потребностям населения и его представителям». Говорилось также о пересмотре паспортной системы облегчении крестьянских переселений, преобразовании губернских административных учреждений, установлении отношений нанимателей к рабочим и т.д.
Хотя предложения Лорис-Меликова, на первый взгляд, имели ограниченный характер, но уже сама постановка вопроса о том, что в настоящий период нельзя ограничиваться только карательными и полицейскими мерами, а необходимо проводить определенные преобразования, указывала на серьезность, намерений председателя Комиссии.
В конце доклада Лорис-Меликов отмечал, что разработка предлагаемых мероприятий «будет составлять предмет заботливости подлежащих министров и других высших установлений», но «возбуждение вопросов», очерченных в программе и. обсуждение «своевременности предложенных с этой целью мер должно входить в круг деятельности Верховной распорядительной Комиссии».
Доклад предполагал еще более широкое поле деятельности ВРК. Он был одобрен Александром II, наложившим весьма примечательную резолюцию:
«Благодарю за откровенное изложение твоих мыслей, которые почти во всем согласны с моими собственными. Вижу с удовольствием, что ты вполне понял тяжелую обузу, которую я на тебя возложил. Да поможет тебе Бог оправдать мое доверие».
Благодаря реформе политического сыска Лорис-Меликов добился серьезных успехов: во второй половине 1880 - начале 1881 г. были арестованы лидеры «Народной воли». В то же время Лорис-Меликов счел нужным пойти на некоторые уступки обществу, с тем, чтобы привлечь на сторону правительства его «благомыслящую часть». Он провел ряд мер, смягчавших цензуру печати и произвол местной администрации в отношении земских органов.
Выполнить программу Лорис-Меликова ВРК однако не успела. Летом 1880 г. сам Лорис-Меликов поставил перед Александром II вопрос о целесообразности существования ВРК. 26 июля 1880 г. он представил Александру II новый всеподданнейший доклад, в котором подвел итоги проделанной Комиссией работы, отметил «некоторые благоприятные признаки, свидетельствующие о заметном успокоении умов», считая, однако, что «вредные для государственного строя проявления социальных учений могут быть парализованы не в короткий срок...». Основная задача, подчеркивал он, - заключается в том, чтобы отнять у «крамолы» почву для развития революционных идей, что «возможно только в результате объединения усилий правительственной власти и общества».
В докладе указывалось, что Комиссия «не может быть тем постоянным, в государственном строе органом, который имел бы назначение не только создать, но и поддерживать прочное объединение правительственных сил для борьбы с крамолою... деятельность ее, как и всякой исключительной власти, не должна быть продолжительною...».
М.Т. Лорис-Меликов считал «настоящую минуту наиболее удобным временем» для ликвидации ВРК. Он предлагал сосредоточить жандармско-полицейские функции в одном из центральных государственных учреждений.
«Создание прочного порядка, - писал он, - возможно, когда "заведование всей полицией в государстве, как общей, так и политической, земскими и городскими делами и печатью" будет сосредоточено в Министерстве внутренних дел в лице министра».
6 августа был подписан Указ о ликвидации Верховной распорядительной комиссии. В нем говорилось, что «ближайшая цель учреждения Комиссии - объединение действий всех властей для борьбы с крамолой, настолько уже достигнута, что дальнейшие указания наши по охранению государственного порядка и общественного спокойствия могут быть проводимы в общеустановленном законом порядке, с некоторым расширением круга ведения Министерства внутренних дел». В связи с этим указом III Отделение упразднялось, а его функции переходили к новому учреждению, создаваемому этим указом - Департаменту государственной полиции в составе Министерства внутренних дел. «Впредь до возможности полного слияния высшего заведования полицией в одно учреждение упомянутого Министерства»
ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - учреждена в России 12 февр. 1880 для руководства борьбой с революц. движением после взрыва в Зимнем дворце 5 февр., произведенного С. Н. Халтуриным. Создание В. р. к. было выражением "кризиса верхов". Состав В. р. к.: гл. начальник - гр. М. Т. Лорис-Меликов, чл. Гос. совета К. П. Победоносцев, нач. штаба Петерб. округа ген.-адм. кн. А. К. Имеретинский, управляющий делами К-та министров М. С. Каханов; сенаторы: M. E. Ковалевский, И. И. Шамшин, П. А. Марков, товарищ главноуправляющего 3-м отд. П. А. Черевин, ген. М. И. Батьянов и правитель канцелярии мин. внутр. дел С. С. Перфильев, а с мая - нач. гл. управления печати Н. С. Абаза. Гл. начальнику В. р. к. предоставлялись права главноначальствующего в Петербурге и его окрестностях и поручалось прямое ведение (в остальной части империи - "верховное направление") следств. дел по гос. преступлениям, временно подчинялись 3-е отделение и корпус жандармов. В. р. к. имела 5 заседаний. Деятельность комиссии сводилась к объединению всех адм. и суд. органов, созданных для борьбы с революц. движением, для ускорения следствий по делам о гос. преступлениях, упорядочения вопроса об адм. ссылке, а также о полицейском надзоре. В целях привлечения к борьбе с революц. движением "благомыслящей части общества" Лорис-Меликов выступил с обращением к жителям столицы. Пользуясь поддержкой наследника престола, он вмешивался во все области гос. управления: добился отставки мин. нар. просвещения и обер-прокурора Синода гр. Д. А. Толстого, назначения товарищем мин. финансов Н. X. Бунге. 11 апр. Лорис-Меликов в докладе Александру II поставил вопрос о проведении ряда реформ. В. р. к. являлась лишь консультативно-исполнит. органом при ее начальнике, фактически - диктаторе. 6 авг. В. р. к., как выполнившая осн. задачи, была ликвидирована. 3-е отделение упразднялось и все его функции передавались в Мин-во внутр. дел, где был создан Департамент гос. полиции. Лорис-Меликов был назначен мин. внутр. дел.
Источн.: 2 ПСЗ, т. 54, No 60492, b0607, т. 55, No 60617, 61279, СПБ, 1881-84; Всеподданнейший доклад гр. П. А. Валуева и док-ты к В. р. к., "РА", 1915, кн. 11-12, с. 216-48.
Лит.: Зайончковский П. A., Верховная распорядительная комиссия, в сб.: Из истории крестьянства, сел. х-ва и революц. движения. В честь 75-летия Н. M. Дружинина, М., 1961; Татищев С. С., Император Александр II, его жизнь и царствование, т. 1-2, 2 изд., СПБ, 1911.
П. А. Зайончковский. Москва.
Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .
Смотреть что такое "ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ" в других словарях:
По охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале августе 1880, созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным и объединивший… … Википедия
По охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в России в феврале августе 1880. Создан для борьбы с революционным движением. Председатель М. Т. Лорис Меликов … Большой Энциклопедический словарь
По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, чрезвычайный высший орган государственного управления в феврале августе 1880. Создана для борьбы с террористической деятельностью партии Народная воля. Председатель граф М. Т.… … Русская история
По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, высший чрезвычайный орган государственного управления в России в феврале августе 1880. Создан после взрыва в Зимнем дворце, организованного С. Н. Халтуриным (5 февраля 1880).… … Энциклопедический словарь
По охранению государственного порядка и общественного спокойствия учреждена в г. С. Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 г. (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учреждена в России 12 февраля 1880 (после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным) для руководства борьбой с революционным движением. Создание… …
ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ - правительственный комитет, созданный 12 февраля 1880 г. для руководства борьбой с революционным движением в России. Образование Верховной распорядительной комиссии произошло вслед за взрывом в Зимнем дворце, произведенным С.Н. Халтуриным 5… … Юридическая энциклопедия
Революционная ситуация конца 70 ‒ начала 80 х гг. 19 в. в России возникла в результате социальных и политических противоречий пореформенного времени. Её особенность ‒ сочетание крестьянского и рабочего движения с борьбой революционной… … Большая советская энциклопедия
I Революционная ситуация политическая обстановка, предшествующая революции (См. Революция) и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя.… … Большая советская энциклопедия
- (сокращённо Собственная Е. И. В. канцелярия) личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I, реформирована при Екатерине II, упразднена Александром I … Википедия
Верховная Распорядительная Комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия была учреждена в Петербурге именным указом императора Александра II сенату от 12 февраля 1880 года и просуществовала до 6 августа того же года. По мысли правительства, озабоченного усилившимся к тому времени революционным брожением в среде русского общества и, в частности, участившимися террористическими актами народовольцев, она должна была объединить под своим руководством все дело борьбы с политическими преступлениями. Первая мысль о создании подобного учреждения принадлежала тогдашнему наследнику, который после совершенного Исполнительным Комитетом Народной Воли 5 февраля 1880 года взрыва в Зимнем дворце выступил в совещании министров с проектом образования особой «Верховной Следственной Комиссии» и наделения ее обширными полномочиями, простирающимися на всю Россию. После некоторых колебаний император Александр II принял этот план и проектированная наследником комиссия была учреждена под именем Верховной Распорядительной Комиссии, причем главным начальником ее был назначен граф М. Т. Лорис-Меликов, бывший перед тем временным генерал-губернатором в Харькове, а члены должны были быть назначены высочайшей властью по представлению главного начальника, которому сверх того давалось право призывать в Комиссию всех тех лиц, чье присутствие будет признано им полезным. По указанию Лорис-Меликова, членами Комиссии были назначены: член государственного совета К. П. Победоносцев, генерал-адмирал князь А. К. Имеретинский, управлявший делами комитета министров статс-секретарь М. С. Каханов, сенаторы М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин и П. А. Марков, товарищ главноуправляющего III отделением Канцелярии Его Величества генерал-майор П. А. Черевин, генерал-майор М. А. Батьянов и правитель канцелярии министра внутренних дел С. С. Перфильев. В этом составе Верховная Распорядительная Комиссия и осталась до конца своего существования. Указ об учреждении Верховной Распорядительной Комиссии, заявляя о «твердом решении» государя «положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок», возлагал на Комиссию осуществление этой задачи. Для достижения такой цели главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии были даны чрезвычайно широкие права и полномочия. Ему были предоставлены права главноначальствующего в Петербурге и его окрестностях с непосредственным подчинением ему петербургского градоначальника; ему же было передано прямое ведение и направление следственных дел по государственным преступлениям в Петербурге и петербургском военном округе и верховное направление такого рода дел во всех других местностях империи. Все его требования по делам об охранении государственного порядка и общественного спокойствия должны были немедленно исполняться, как местными начальствами, так и всеми ведомствами, не исключая военного, и все ведомства обязывались оказывать ему полное содействие. Он мог, когда находил это нужным, непосредственно испрашивать высочайшего повеления и указания. Независимо от этого ему предоставлялось вообще принимать распоряжения и меры, признаваемые им необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, как в Петербурге, так и в других местностях империи, с правом определять взыскания и самый порядок наложения последних за неисполнение этих распоряжений и мер. Все такие распоряжения и меры главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии должны были безусловно исполняться всеми и каждым и могли быть отменены только им самим или же особым высочайшим повелением.
Вступив в должность главного начальника Верховной Распорядительной Комиссии, Лорис-Меликов первым делом напечатал особое обращение «к жителям столицы», в котором обещал «приложить все старание и умение к тому, чтобы с одной стороны не допускать ни малейшего послабления и не останавливаться ни пред какими строгими мерами для наказания преступных действий, позорящих наше общество, а с другой — успокоить и оградить законные интересы его здравомыслящей части». Последние слова в связи с упоминанием обращения, что «главную силу, могущую содействовать власти к возобновлению правильного течения государственной жизни», наделенный диктаторскими полномочиями начальник Верховной Распорядительной Комиссии видит «в поддержке общества», заставили некоторые либеральные слои тогдашнего русского общества возложить известные упования на Лорис-Меликова. Но по существу либерализм последнего был весьма невысокого пошиба. В борьбе с революционным движением Лорис-Меликов рассчитывал по-прежнему пользоваться главным образом сыском и репрессиями, лишь несколько усовершенствовав их применение и несколько ослабив те виды репрессии, которые особенно больно задевали незатронутые революционным брожением общественные слои. Вместе с тем он считал, правда, нужными, для успокоения общественного и народного недовольства, некоторые частные реформы, но не допускал и мысли ни о каких коренных изменениях в государственной и общественной жизни России. По этой дороге пошла и руководимая им Верховная Распорядительная Комиссия. В четырех заседаниях, которые она имела (3 в марте и одно в июне), она обсуждала меры к объединению действий разного рода полиции и к усовершенствованию политического сыска, занималась вопросом о согласовании деятельности чинов администрации и судебного ведомства в деле преследования политических преступников, разбирала частные недостатки существовавшей системы полицейского надзора, рассматривала списки состоявших под надзором лиц (политических в этих списках оказалось 6 790 человек) и намечала возможные смягчения для некоторых из них, признанных сознавшими свои заблуждения. В свою очередь, Лорис-Меликов в своих докладах государю, старательно подчеркивая необходимость сохранения самодержавия и энергичной борьбы с революционерами, указывал на желательность объединения деятельности политической полиции и на пользу, которую могли бы принести правительству некоторые частные реформы и удаление отдельных наиболее непопулярных лиц из рядов высшей администрации. Соответственно с этими указаниями высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 года главному начальнику Верховной Распорядительной Комиссии были временно подчинены ІІІ отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии и корпус жандармов; граф Д. А. Толстой был уволен от должностей министра народного просвещения и обер-прокурора Синода и заменен в первой Сабуровым, во второй — Победоносцевым; была возвращена свобода или даны облегчения некоторому числу находившихся под надзором лиц, но одновременно практиковались свирепые репрессии по отношению к политическим преступникам; между прочим, покушавшийся 20 февраля на жизнь Лорис-Меликова Млодецкий был в течение суток приговорен военным судом к повешению и казнен. Совпавшее с последующими месяцами некоторое внешнее затишье революционной деятельности убедило Лорис-Меликова в успехе его борьбы с революционерами, и состоявшийся 6 августа 1880 года высочайший указ объявил, что «ближайшая цель учреждения Комиссии — объединение действий всех властей для борьбы с крамолою — настолько уже достигнута», что впредь эта борьба может уже вестись министерством внутренних дел. Верховная Распорядительная Комиссия этим указом была закрыта, и ее дела переданы министерству внутренних дел; вместе с тем было упразднено ІІІ Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии также с переводом его дел в министерство внутренних дел, в составе которого образовался особый департамент государственной полиции; заведование корпусом жандармов также перешло к министру внутренних дел, на правах шефа жандармов; ему же предоставлено было завершение возбужденных Верховной Распорядительной Комиссией вопросов с правом приглашать для этого в особые совещания бывших ее членов. Сам бывший главный начальник Верховной Распорядительной Комиссии, ничего не потеряв при таких условиях из своей власти, перешел на пост министра внутренних дел.